Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Социализация как функция государственного управления

Е.М. Кузнецова.

Омский государственный технический университет, г. Омск

В современной литературе можно встретить множество трактовок понятия «социализация». Большинство из них сводятся к пониманию социализации как процесса усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.[1] Однако при таком подходе вне поля зрения остается источник социализации. Вместе с тем, любая социализация подразумевает в качестве непременного условия наличие социальных отношений, тогда как в основе социальных отношений лежат отношения между социальными институтами и членами общества, т.е. в рамках социальной организации общества.

Таким образом, источником социализации могут выступать только социальные институты, устанавливающие граничные рамки жизнедеятельности для членов данного общества. Следовательно, доминирующим в обществе социальным институтом является государство. Известный политолог СИ. Каспэ по этому поводу пишет: «Государства «производят народ» (как материально, так и символически) путем тотального преобразования индивидуальных и групповых идентичностей, обеспечивая свое функционирование».[2]

Вместе с тем, одним из основных условий существования государства является легитимность его социальных формирований в глазах общества. Соответственно, отсюда следует и одна из основных потребностей государства - обеспечение легитимности посредством социализации членов общества. Для достижения этой цели государство решает следующие задачи:

-  изъятие общественных ресурсов (налоги, ренты, акцизы и т.п.);

-  выполнение социальных функций (оборона, социальное обеспечение, суд
и т.д.);

-  формирование социальных институтов;

-  воспроизводство и поддержание социальных отношений;

-  признание на международном и на надгосударственном уровнях и др.

В результате сущность функционирования государства как социальной системы заключается в том, что оно переходит от использования природной среды в качестве источника ресурсов к использованию в этом качестве общества, в котором оно доминирует. Процесс создания условий, обеспечивающих управляемость общества со стороны государства, и является социализацией. Не случайно другой российский исследователь социальной организации – Г.В. Грачев основную задачу «технологий властвования» видит в следующем: «Добиться при минимальных финансовых и вообще материальных затратах максимального воздействия на людей, иными словами, обеспечить, их «добровольную» подчиняемость».[3]

В зависимости от сферы деятельности государства можно говорить о разных видах социализации. Более наглядно некоторые из них представлены в виде таблицы:

 

Вид

Форма

Инструмент

1

Право

законодательство

правоохранительная, судебная: пенитенциарная системы

2

Образование

образовательные стандарты

система образования

3

Здравоохранение

медицинские и санитарно-гигиенические стандарты

система здравоохранения и медицинского обслуживания

4

Предоставление социальных гарантий

социальные нормативы

пенсионная система, система социальной защиты и обеспечения и т.п.

5

Идеология

религия, пропаганда

культура, СМИ, псевдообщественные организации, движения и др.

6

Политика

избирательное законодательство

политические партии

Рассмотрим их более подробно.

1. Право – один из видов управления обществом со стороны государства. Государство устанавливает, регламентирует и обеспечивает выполнение социальных норм и правил общественной жизни в пределах определенной территории, а также использует легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Таким образом, право является одним из видов социализации, так как оно обеспечивает регламентацию общественной жизни и соблюдение членами общества социальных норм поведения.

Формой реализации права как вида социализации является законодательство, т.е. совокупность норм и правил, определяющих социальные рамки общественных отношений.

Исполнение правовых норм обеспечивается с использованием инфраструктуры социального принуждения. Инструментами социализации в сфере права выступают, к примеру:

-  правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение членами общества норм социального права[4];

-  судебные органы, обеспечивающие легитимность наказания за нарушение норм социального права со стороны членов общества;

-  органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением норм социального права;

- пенитенциарные учреждения, обеспечивающие изоляцию асоциальных членов общества и их принудительную социализацию.

Таким образом, социальная функция права заключается в осуществлении социального принуждения в отношениях между государством и обществом.

2.   Образование как вид социализации предполагает освоение социальных навыков и умений, обеспечивающих возможность участия членов общества в социальных отношениях и выполнение ими социальных ролей и функций.

Образование формализуется через образовательные стандарты, нормы и правила, которые унифицируют образовательный процесс и позволяют с максимальной эффективностью проводить социальную политику государства в сфере образования.

Инструментами образования выступают учебные заведения всех уровней (начиная с дошкольного и заканчивая вузовским и послевузовским образованием, профессиональной подготовкой и переподготовкой).

Таким образом, образование выполняет функции подготовки и включения членов общества в различные сферы социальных отношений, приобщения их к культуре социальных отношений. Не случайно образование является одним из показателей социального статуса членов общества и одним из факторов воспроизводства социальной структуры общества.

3. Здравоохранение. Государство заинтересовано в здоровом и работоспособном населении, увеличивающем его благосостояние и благосостояние доминирующей в обществе социальной элиты. Здравоохранение как вид социализации предполагает реализацию мер, направленных на воспроизводство здорового и работоспособного населения.

Здравоохранение формализуется через медицинские и санитарно-гигиенические стандарты, которые унифицируют процесс медицинского обслуживания населения и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Инструментами здравоохранения являются учреждения здравоохранения и медицинского обслуживания, выполняющие функцию социализации (например, шоферские комиссии, медицинские осмотры, выдача санитарных книжек и т.д.).

4. Предоставление социальных гарантий как вид социализации предполагает реализацию мер, обеспечивающих поддержание минимальных социальных стандартов жизни населения.

Этот вид социализации формализуется в виде неотъемлемых и гарантированных государством прав граждан, закрепленных в Конституции РФ и соответствующих подзаконных актах. Конкретизируется такая формализация через соответствующие социальные нормативы (например: прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальная заработная плата, пенсия и т.п.).

Инструментальную функцию в процессе реализации социальных гарантий выполняют органы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, защиты и обеспечения, ЖКХ и др.

5. Идеология как вид социализации представляет собой мировоззренческую позицию, насаждаемую государством (доминирующей социальной элитой) с целью обеспечения легитимности и устойчивости сложившихся социальных отношений и реализации собственных интересов.

В тоталитарных государствах идеология обычно формализуется через обязательные для исполнения обществом документы («Цитатник» Мао Цзэдуна, «Зеленая книга» М. Каддафи, «Идеи Чучхе» Ким Ир Сена, Кодекс строителей коммунизма, «Майн кампф» А. Гитлера и др.). В остальных случаях идеология носит неформальный характер и базируется на этнической или религиозной основе. Однако ведущей формой идеологизации общества является пропаганда как целенаправленное внедрение идеологических установок в массовом сознании.

В качестве специфического инструмента идеологического влияния можно выделить СМИ, просветительские общества, псевдообщественные движения и организации и т.п.

6. Политика[5] как вид социализации предназначена для:

-  снятия социальной напряженности в обществе;

-  легитимизации сложившейся социальной структуры государственного управления;

-  легализации социально деструктивных групп с целью их включения в политический процесс и последующей социализацией.

Политика формализуется в виде избирательного законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и прочих нормативных актов. В качестве инструментария политической деятельности используются политические партии и движения, действующие в рамках соответствующего законодательства.

Таким образом, виды социализации представляют собой не просто перечень обособленных друг от друга способов и методов социального воздействия на население, а комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов такого системного явления, как социализация. Поэтому игнорирование любого из перечисленных выше элементов ведет к неизбежной деградации и саморазрушению государства как саморегулирующейся и самоподдерживающейся социальной системы.


[1] См. например: Современный словарь иностранных слов. – С. 570; Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – С. 686; Новейший философский словарь / Сост. А.Л. Грицанов. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – С. 646 и др.

[2] Каспэ С.И. Демократические шансы и этнополитические риски в современной России // Полит. исследования. – 1999. – № 2. – С. 38.

[3] Грачев Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Полит. исследования. – № 3. – 2000. – С. 151.

[4] Социальное право – комплекс норм права, регламентирующий социальные отношения.

[5] Под политикой здесь понимается завоевание, удержание, и использование государственной власти элитарными группами.

Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 558 KБ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Объявления