AUP.Ru - Бизнес-портал менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Объявления

Главная > Новости > Обзоры рынков

Продукты вступили в сговор — ударив ростом цен по карману потребителя

9 января 2008

Рядовым потребителям уходящий год запомнился прежде всего резким скачком цен на продукты питания, который был вызван значительным подорожанием сырья. Если раньше цены в магазинах росли темпами, сопоставимыми с ростом инфляции, то в 2007 году при уровне инфляции приблизительно 10% хлеб подорожал в среднем на 30%. По поручению президента Владимира Путина на продовольственном рынке начались массовые проверки на предмет ценового cговора. Виновники найдены не были, но рост цен приостановился. От будущего года эксперты ожидают большей стабильности: хотя цены как на сырье, так и на конечный продукт продолжат повышаться, резких скачков скорее всего удастся избежать.

Причиной резкого роста цен на сырье на мировых и внутренних рынках стали неурожаи, рост потребления в странах Азии, улучшение качества жизни в развивающихся странах. Исторического максимума в этом году цены достигли практически во всех отраслях сельского хозяйства. Так, в декабре 2007 года средняя цена на внутреннем рынке на масличные составила 16,5 тыс. руб. за тонну, в то время как в декабре 2006 года тонну семян подсолнечника можно было купить за 6 тыс. руб. Продовольственная пшеница 4-го класса в декабре стоила 6,4 тыс. руб. за тонну. «И это не предел. Думаю, в этом сельхозгоду, который закончится в июле 2008 года, цены на зерно еще подрастут», — считает исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов. Однако после сбора урожая масличных и зерновых — во втором полугодии 2008 года — цены все-таки упадут на 10—20%. «Но это не значит, что подешевеют продукты питания, — уточняет г-н Сизов. — Рост цен на конечную продукцию, по нашим прогнозам, продолжится, но будет в рамках инфляции».

Рост цен на продукты питания во второй половине 2007 года стал неожиданностью не только для потребителей, но и для президента России Владимира Путина. «Меня беспокоит рост цен, особенно на продукты питания», — заявил он членам правительства в октябре. Только вступивший в должность главы правительства Виктор Зубков пообещал разобраться в проблеме, и результат не заставил себя ждать — на рынке начались массовые проверки деятельности производителей продуктов и предприятий розничной торговли.

Федеральная антимонопольная служба России спустя несколько дней после обращения Путина к правительству начала расследования на рынках молока и подсолнечного масла. Ведомство запросило информацию о хозяйственной деятельности шести крупнейших производителей молочных продуктов, на долю которых приходится более 60% российского рынка, — «Юнимилка», «Кампины», «Вимм-Билль-Данна», «Данона», «Эрманна» и «Пармалата», а также четырех производителей масла — «Бунге СНГ», «Юг Руси», «ЭФКО» и WJ. Проверив предоставленные данные, явных ценовых сговоров ФАС не выявила. Во всяком случае никаких официальных заявлений по этому поводу сделано не было.

Однако самый обширный ценовой сговор на продовольст­венном рынке был заключен с одобрения государственных органов: крупнейшие торговые сети и производители продуктов питания 24 октября подписали соглашение о замораживании цен на социально значимые продукты до 1 февраля 2008 года. Гарантами исполнения соглашения выступили ФАС, МЭРТ и Минсельхоз. Производители определили продукты, на которые обязались не повышать цены, — молоко, масло, сметану пониженной жирности, хлеб, а ритейлеры договорились не устанавливать на эти товары наценку выше 10%. При этом участники соглашения не остались в накладе — потери будут компенсированы за счет повышения стоимости и наценок на премиальные товары.

После истечения срока договора рост цен на социальные продукты неминуем, считают эксперты. «Думаю, что производителям и сетям удастся избежать очень резкого роста, однако около 10% цены на продукты прибавят», — уверен исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. По его прогнозу, молочные продукты в 2008 году подорожают на 10—15%. Впрочем, некоторые производители готовы удерживать низкую ценовую границу и после окончания срока действия договора. К примеру, «Вимм-Билль-Данн» не собирается повышать цены как минимум до марта 2008 года, чтобы «поддержать правительство».

ДАРЬЯ ЧЕРКУДИНОВА

Источник: РБК daily

Версия для печати


Другие новости в рубрике:
Россияне все чаще берут потребительские кредиты
На горячих булочках к утреннему кофе можно заработать от 2 тыс.долларов в месяц
Пшеница нарасхват
Google поднялся
Ведущая тенденция рынка общественного питания Санкт-Петербурга – активная экспансия сетевых операторов
Наибольший процент объема экспорта российских профилей ПВХ приходится на Казахстан
Нефть подорожала

Предложение

Новости по дате

« Январь 2008 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Объявления



О сайте   Авторам   Размещение рекламы   Вопросы и предложения   Услуги и продукты
Copyright © 1999 - 2020, AUP.Ru