Право как вид социализации
Кузнецова Е.М.
В ряду разнообразных отношений, складывающихся и существующих в обществе, особую роль играют социальные отношения между обществом и властью. Эти отношения характеризует многогранность и многоаспектность содержания, но вместе с тем им присуща общая функция, которую осуществляют все формы и виды социальных отношений. Такой функцией является социализация.
В научной литературе наиболее часто социализация определяется как процесс усвоения индивидом знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе[1]. Подобное определение дает несколько одностороннее представление об этом процессе, поскольку вне рассмотрения остается источник (субъект) социализации.
Процесс социализации в качестве необходимого условия предполагает наличие социальных отношений, в основе которых лежат отношения между социальной системой (государством) и членами общества. Социальная система задает рамки функционирования членов общества, и является, таким образом, источником (субъектом) социализации.
Наличие субъекта социализации предполагает непременное наличие объекта, на которого направлено социализующее воздействие. Этот объект (или объекты) не теряет в процессе социализации своей самоидентичности и не растворяется в субъекте. С ним происходит процесс именуемый «социальной адаптацией», который можно определить как процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды[2].
В современной социальной теории понятия «социализация» и «социальная адаптация» нередко смешиваются или объединяются[3]. Вместе с тем речь идет о совершенно разных явлениях, о процессах, носящих противоположно направленный характер в рамках субъект-объектных социальных отношений (см. рис. 1).
Рис. 1. Социальные отношения в обществе
Для успешной социальной адаптации индивид должен овладеть теми знаниями, навыками и усвоить те нормы и ценности, которые присущи социальной системе, выступая, тем самым, в ходе этого процесса в качестве объекта социализации. Однако, прежде чем кому-либо освоить какие-либо нормы эти нормы должны быть кем-то установлены. Установитель этих норм, таким образом, и выступает в качестве источника (субъекта) социализации.
Социальные нормы – это продукт деятельности социальной системы, которая стремится обеспечить стабильность своего существования, для чего необходимо членов общества сделать управляемыми. Таким образом, социализация может быть рассмотрена как процесс воздействия социальной системы на индивида с целью обеспечения его управляемости.
Естественно, что социализация предполагает осуществление социального контроля, призванного влиять на индивида так, чтобы направленность и характер его действий не выходили за рамки допустимого в данной системе. По мнению А.М. Яковлева основной функцией системы социального контроля «является воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур».[4] Таким образом, сущность социализации заключается в создании граничных условий (рамок) функционирования членов общества, обеспечивающих их управляемость со стороны социальной системы.
Говоря о многоаспектности взаимоотношений государства и общества, следует говорить и о разных видах социализации. В частности можно выделить следующие виды социализации:
политика, функциями которой является снятие социальной напряженности в обществе, легитимизация сложившейся социальной структуры государственного управления, нейтрализация социально активных групп с целью их включения в политический процесс и последующей социализацией;
образование, предполагающее освоение социальных навыков и умений, обеспечивающих возможность участия членов общества в социальных отношениях и выполнение ими соответствующих социальных ролей;
идеология, представляющая собой мировоззренческую позицию, насаждаемую доминирующей социальной элитой с целью обеспечения легитимности и устойчивости сложившихся социальных отношений и реализации собственных интересов и др.
Однако, наиболее всеобъемлющим видом социализации является право. Понятие «право» определяется как «система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых ими»[5]. Обеспечивая регламентацию общественной жизни и контролируя соблюдение членами общества социальных норм поведения, право является «необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества»[6].
В качестве основных можно выделить следующие признаки права:
1) право – неотъемлемый элемент государства;
2) нормативность и формальная определенность права (право состоит из норм, регулирующих социальные отношения, которые письменно зафиксированы);
3) право выражено в официальной форме – имеет свои источники (законы, нормативные акты и т.п.);
4) системность права (право обладает универсальной внутренне согласованной, упорядоченной структурой;
5) нормы права должны соблюдать все, а в случае их нарушения нести равную ответственность независимо от социального статуса;
6) общеобязательный характер права обеспечивается при необходимости применением и реализацией государственного принуждения;
7) право отличается от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религии).
Основное предназначение и сущность права определяется теми функциями, которые оно выполняет в процессе воздействия на членов общества. По сути, право призвано выполнять две основные функции: регулятивную и охранительную. Первая заключается в регулировании общественных отношений (через обеспечение согласованности действий индивидов), в воспроизводстве господствующих социальных отношений (через законодательное закрепление социальных норм поведения), вторая – в защите существующего общественного строя и господствующих социальных отношений (через установление мер юридической ответственности).
С древних времен ни одно государство не обходилось без права. Как социальная функция право возникает практически одновременно с государством, поскольку изначально они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Социальные нормы права можно обнаружить уже в XVIII в. до н.э. (древневавилонский исторический памятник – законы царя Хаммурапи).
В процессе становления право всегда было неразрывно связано с социальным управлением, пройдя в своем развитии несколько стадий.
Стадия I. Первая стадия была обусловлена спецификой племенной (этнической) организации общества. На этой стадии права в привычном нам виде еще не существовало. Жизнь людей регулировалась этническими нормами поведения, которые основывались на традициях и обычаях. Ф. Энгельс по этому поводу отмечал: «Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал»[7]. Принадлежность к роду обеспечивала определенные личностные «родовые права» [8], а если соплеменник оказывался по какой-то причине вне рода, он становился теперь и вне закона.
Этнические нормы характеризуются отсутствием официальной и формальной определенности, а также инфраструктуры социального принуждения – правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений и т.п. Главным их отличием от норм социального права является то, что этническая элита (старейшины) не обладала средствами социального принуждения. Впоследствии этнические нормы поведения выступали в качестве основы при формировании системы социального права.
Стадия II. Вторая стадия развития социального управления начинается с образования первых государств, что представляло собой процесс объединения в союз нескольких этнических групп, в которых действовали этнические нормы поведения, и установления единого центра управления обществом. Целью объединения было приобретение дополнительных прав и привилегий одними членами общества за счет ущемления прав других (рабов и обычных граждан).
На этой стадии из этнической элиты выделяется социальная элита, которая в силу своего статуса обладает внеличностными социальными правами, возможностями и преимуществами. Для обеспечения подчинения общества необходимо было создать новые механизмы социального управления. Одним из таких механизмов и стало право, представлявшее собой единые социальные нормы поведения этносов.
Возникшее социальное право с одой стороны стояло выше этнического права (традиций и обычаев), с другой стороны оно не отменяло, а дополняло и усиливало этнические механизмы управления обществом. Предназначение права заключалась в сохранении и закреплении существовавших социальных ролей и функций.
В результате первые государства состояли из трех социальных групп – социальной элиты, рядовых граждан и рабов. Первая группа имела все права: социальные – установленные государством и этнические (установленные традициями), вторая группа могла претендовать только на этнические права, а последняя группа была бесправна вовсе. Такое положение отражено, в частности, в законах Хаммурапи. Провозглашенная в этом нормативном документе «социальная справедливость» подразумевала не только деление людей на свободных и рабов, но и неравноправное положение самих свободных – членов различных сословий.
Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и разных социальных групп[9].
Одновременно этнические нормы поведения дополнялись и усиливались религиозными нормами, основанными на Священном писании, которые являлись фундаментом социального управления. Однако это вело к тому, что параллельно с социальной элитой формировалась религиозная элита, которая присваивала властные полномочия и от которой зависело не только общество, но и сама социальная элита. Тогда как государство, власть, право и законы были производны от религии. Государственная организация вне религии была еще недостаточно развита и слишком слаба, чтобы быть самостоятельной в управлении обществом, поэтому нуждалась в религии как источнике легитимизации социальной элиты.
Эта стадия развития социального управления характерна для государств рабовладельческого и феодального типа. Она начинается с момента формирования первых государств и завершается кризисом абсолютных монархий.
Стадия III. Эта стадия длится от начала формирования конституционных монархий и до современных демократий. По мере усиления и усложнения государства как социального механизма властвования происходило размежевание социальной и религиозной элит. В результате религиозные нормы перестали занимать главенствующее положение в жизни общества. Освобождение жизни общества из-под всеобъемлющего влияния церкви и усиление роли государства и его институтов практически повсеместно привело к замещению религиозных норм поведения социальными. Социальная элита все меньше и меньше нуждалась в посредничестве религии. Подобное соотношение нормативных систем характеризует очередной этап развития права. Здесь мы можем говорить о становлении социального права в современном виде.
Исторически возникнув как социальное явление (до тех пор, пока не возникло деление общества на элиту и остальное население – не существовало и правовых норм), право выражало волю и интересы господствующих социальных элит. Мировой опыт существования и функционирования государства и права свидетельствует о том, что «в праве выражается прежде всего воля властвующих»[10]. Однако, независимо от стадии развития социального управления право выступало и выступает в качестве нормы социальных отношений. Объектом приложения права всегда являлись и являются граждане, а субъектом – государство в лице соответствующей элиты.
Право в полной мере испытывает влияние исторических традиций, господствующей идеологии и ряда других факторов. Однако в системе этих обусловливающих и воздействующих на право факторов государство (государственная власть) играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер, стать юридическими.
Наличие права означает, что большой круг общественных отношений принимают характер правовых отношений, в которых их участники являются носителями юридических прав и обязанностей. Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, как форма реализации государственной политики, право одновременно является важным показателем положения личности в обществе и государстве.
Господство социального права не означает наличия равенства в отношении всех слоев общества перед законами. В той или иной мере нарушают законы все, но при этом одни «попадаются», другие «не попадаются». И хотя современные правовые нормы формально строятся на принципе равенства[11], существуют еще и те, которые «не подпадают». Эти третьи – властвующие – являются основой любого государства, реализуя свои интересы не только посредством использования силовых средств, но и с помощью права.
Право в этом контексте служит механизмом, обеспечивающим решение триединой задачи социального управления:
1) присвоения ресурсов,
2) легитимизации статуса,
3) социализации общества.
Описанное выше значение права было отмечено еще Ж.-Ж. Руссо, писавшим о том, что тот, кто определяет и обеспечивает реализацию правовых норм, в свое распоряжение приобретает мощнейший механизм социального управления. «Самый сильный никогда не бывает настолько силен, – писал он, – чтобы оставаться постоянно повелителем, если он не превратит свои силы в право, а повиновения ему – в обязанность»[12].
Безусловно, право и власть не одно и то же, поскольку «… власть есть возможность влиять на поведение других, а право есть осуществление этой возможности; …не что иное как осуществленная (опредмеченная) власть»[13].
В истории и теории права существует два взаимоисключающих подхода в трактовке сущности и понятия права: юридический (от лат. jus – право) и легистский (от лат. lex – закон)[14].
Для юридического типа правопонимания характерно различение права и закона. При этом под правом понимается нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола государственной власти, т.е. определенное социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой, своей сущностью и отличительными особенностями. Юридический подход трактует право с позиции государства, которое старается убедить граждан в том, что законы для всех, что все равны перед законом и т.д., и т.п. Таким образом, юридический подход как бы показывает «как должно быть».
Именно с соблюдением закона связывал свободу людей Дж. Локк, утверждавший, что: «Свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем».[15] Однако, совершенно очевидно, что любые правила создаются для того, чтобы ограничить самостоятельность в обществе, и, следовательно, обеспечить максимальную управляемость членов общества, а это – главная задача социализации.
Согласно легистскому подходу, под правом понимается продукт государства: право – это приказ государственной власти, и только такой властный приказ есть право, право сводится к закону, оно производно от государства, его сущностным признаком и отличительной особенностью является властная сила, обеспеченность властным принуждением. По логике легистского правопонимания одна только власть, создающая право, действительно знает, что такое право и чем оно отличается от неправа. Легистский поход, таким образом, рассматривает право с позиции граждан, показывая «как есть на самом деле» или «как может быть».
В любом случае формой реализации права как вида социализации является законодательство представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений[16]. Основная функция законодательства заключается в легитимизации и охранении социальных отношений, а также в социализации общества. По сути, законодательство призвано устанавливать социальные рамки общественных отношений. Фридрих А. фон Хайек усматривал задачу законодателя «… не в конструировании нужной системы, а просто в создании условий для стабильного развития и обновления уже имеющегося равновесного порядка…», а задачу законов – «гарантировать формирующийся порядок».[17]
Право – это всего лишь свод правил социального поведения, устанавливаемых социальной системой. Задача права заключается в формализации механизма социального управления обществом на основе законодательных норм. В свою очередь законодательство может быть как тормозом общественного развития, так и важнейшим регулятором социальных преобразований.
Обеспечивая исполнение правовых норм с использованием инфраструктуры социального принуждения, в качестве инструментов социализации в сфере права выступают, к примеру:
- правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение членами общества норм социального права;
- судебные органы, обеспечивающие легитимность наказания за нарушение норм социального права со стороны членов общества;
- органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением норм социального права;
- пенитенциарные учреждения, обеспечивающие изоляцию асоциальных членов общества и их принудительную социализацию.
Реализация правовых норм, представляющих собой государственные веления, осуществляется с использованием определенных средств – обещания награды и угрозы физическим принуждением или лишением каких-либо благ.
В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. А в государственных органах, где должностные лица и представители власти за надлежащее выполнение своих юридических обязанностей получают заработную плату, нарушение запретов и неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения.
Таким образом, социальная функция права заключается в осуществлении социального принуждения в отношениях между государством и обществом. Диктат государства подталкивает членов общества к мысли: стань таким, каким хочет видеть тебя государство, и ты избавишься от всех трудностей, приобретешь ощущение безопасности во внешней и внутренней жизни. Этот процесс и является реальной социализацией в противовес идеологизированному традиционному понятию и право выступает в нем одним из важнейших составляющих элементов.
[1] См., напр.: Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 274-275; Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – С. 646; Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – С. 686 и др.
[2] Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – С. 7.
[3] См., напр.: Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 13; Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 274-275; Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – С. 646 и др.
[4] Яковлев А.М. Социальный контроль в изменяющемся мире (нормативно-психологический аспект). / В. сб. Социология и проблемы социального развития. – М.: Наука, 1978. – С. 372.
[5] Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 501.
[6] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Изд. «Вестник», 1997. – С. 313.
[7] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. – М.: Политиздат, 1985. – С. 109.
[8] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. – М.: Политиздат, 1985. – С. 97.
[9]Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. – 1991. – № 12.
[10] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Изд. «Вестник», 1997. – С. 300.
[11] См. например: ст. 19 Конституции РФ, Ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН и др.
[12] Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. – WEB: http://uchcom.botik.ru/PUSTYN/lib/russot.ru.html
[13] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Изд. «Вестник», 1997. – С. 299.
[14] Новая философская энциклопедия в 4-х тт. – М.: «Мысль», 2000. – Т. 3. – С. 305.
[15] Локк Дж. Сочинения. Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С. 274-275.
[16] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 212.
[17] Познание, конкуренция и свобода (антология сочинений Фридриха А. фон Хайека) – WEB: Московский Либертариум / http://www.libertarium.ru/libertarium/lib_hayek_reader03.htm#31
Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 1,77 MБ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.