Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Власть как субъект социализации

Е.М. Кузнецова

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

Власть по определению является необходимым элементом социальной системы, который воздействует на членов общества. Цель такого воздействия – обеспечение управляемости индивидов: власть призвана установить порядок в обществе, привести поведение индивидов в соответствие с нормами и ценностям, которые представляются целесообразными для социальной системы.

Складывающиеся отношения между обществом и властью характеризуются разноплановостью. Однако, эти отношения имеют одно общее обстоятельство – они выполняют общую функцию, которую осуществляют все формы и виды социальных отношений. Такой функцией является социализация, рассматриваемая как процесс воздействия социальной системы на индивида с целью обеспечения его управляемости. Сущность социализации заключается в создании граничных условий (рамок) функционирования членов общества, обеспечивающих их управляемость со стороны социальной системы.

Процесс социализации в качестве необходимого условия предполагает наличие социальных отношений, в основе которых лежат отношения между социальной системой (государством) и членами общества. Поскольку государство в лице государственной власти задает рамки функционирования членов общества, постольку оно является источником социализации, другими словами в качестве субъекта социализации выступает власть.

Для успешного воздействия на общество власть должна иметь в своем распоряжении определенные ресурсы, т. е. средства подкрепления, с помощью которых она сможет обеспечить осуществление деятельности индивидов в устанавливаемых рамках.

Власть может добиваться своих целей различными средствами, но только государственная обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата (правоохранительные, судебные органы, органы прокуратуры, пенитенциарные учреждения и др.) в отношении всех членов общества. Насилие или угроза применения насилия является мощным фактором, удерживающим людей от осуществления всякого рода несанкционированных действий.

Социализация, безусловно, предполагает осуществление социального контроля, призванного влиять на индивида так, чтобы направленность и характер его действий не выходили за рамки допустимого в данной системе. Основная функция системы социального контроля – воспроизводство существующих в обществе социальных отношений и структур.

Наиболее всеобъемлющим видом социализации, а, следовательно, и механизмом воздействия на массовое сознания, является право, представляющее собой систему общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых ими[1]. Являясь атрибутом организованной власти[2], право обеспечивает регламентацию общественной жизни и контроль за соблюдением членами общества социальных норм поведения.

Основное предназначение и сущность права определяется теми функциями, которые оно выполняет в процессе воздействия на членов общества. Все их можно разделить на две большие группы: функции обеспечивающие регуляцию и охранительные функции. Первая заключается в регулировании общественных отношений (через обеспечение согласованности действий индивидов), в воспроизводстве господствующих социальных отношений (через законодательное закрепление социальных норм поведения), вторая – в защите существующего общественного строя и господствующих социальных отношений (через установление мер юридической ответственности).

Как социальная функция право возникает практически одновременно с государством, поскольку изначально они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. В процессе становления право всегда было неразрывно связано с властью, пройдя в своем развитии несколько стадий.

Исторически возникнув как социальное явление (до тех пор, пока не возникло деление общества на элиту и остальное население – не существовало и правовых норм), право выражало волю и интересы господствующих социальных элит. Однако, независимо от стадии развития социального управления право выступало и выступает в качестве нормы социальных отношений. Объектом приложения права всегда являлись и являются граждане, а субъектом – государство в лице соответствующей элиты.

Право в полной мере испытывает влияние исторических традиций, господствующей идеологии и ряда других факторов. Однако в системе этих обусловливающих и воздействующих на право факторов государство (государственная власть) играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер, стать юридическими.

Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, как форма реализации государственной политики, право одновременно является важным показателем положения личности в обществе и государстве. Однако, господство социального права не означает наличия равенства в отношении всех слоев общества перед законами, хотя современные правовые нормы формально строятся на принципе равенства[3].

Право в этом контексте служит механизмом, обеспечивающим решение триединой задачи власти:

-  присвоения ресурсов,

-  легитимизации статуса,

-  социализации общества.

Описанное выше значение права было отмечено еще Ж.-Ж. Руссо, утверждавшим, что тот, кто определяет и обеспечивает реализацию правовых норм, в свое распоряжение приобретает мощнейший механизм социального управления[4]. Поскольку право является неотъемлемым элементом государства, следовательно, в руках власти этот механизм и находится.

Формой реализации права как вида социализации является законодательство представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений[5]. Основная функция законодательства заключается в легитимизации и охранении социальных отношений, а также в социализации общества.

Законодательство – это всего лишь свод правил социального поведения, устанавливаемых социальной системой. Задача законодательства заключается в формализации механизма социального управления обществом на основе законодательных норм.

Реализация правовых норм, представляющих собой государственные веления, осуществляется с использованием определенных средств – обещания награды и угрозы физическим принуждением или лишением каких-либо благ. В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы.

Таким образом, социальная функция права заключается в осуществлении социального принуждения в отношениях между государством и обществом. Диктат государства подталкивает членов общества к мысли: стань таким, каким хочет видеть тебя государство, и ты избавишься от всех трудностей, приобретешь ощущение безопасности во внешней и внутренней жизни.

Во всех случаях о власти речь идет тогда, когда кто-либо оказывается в состоянии побудить другого сделать нечто, что этот другой иначе не стал бы делать. Любая норма, так или иначе регулирующая поведение индивида в обществе, скрыто или открыто содержит в себе указание на определенную санкцию или принуждение либо в форме психологического, либо физического воздействия. Это обстоятельство способствует более эффективному воздействию на индивида, его управлению и, следовательно, его социализации.


[1] Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 501.

[2] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Изд. «Вестник», 1997. – С. 316.

[3] См. например: ст. 19 Конституции РФ, Ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН и др.

[4] См.: Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. – WEB: http://uchcom.botik.ru/PUSTYN/lib/russot.ru.html

[5] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 212.

Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 628 KБ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Объявления