Концепция социального контроля в работах П.А. Сорокина
Е.М. Кузнецова
г. Омск, Омский государственный технический университет
Интерес к феномену социального контроля в наибольшей степени проявился во второй половине ХХ века и был обусловлен кризисом западной системы общественных отношений, находящейся в поиске новых форм и способов воздействия на общество и достижения элитами собственных интересов. Вместе с тем отдельные аспекты этого явления общественной жизни рассматривались в работах философов, культурологов, социологов в более ранние периоды. В частности, в своих работах П.А. Сорокин выявил определенную закономерность применения средств социального контроля.
Тема социального контроля поднималась П.А. Сорокиным в работах «Система социологии», «Социальная и культурная динамика», однако наибольший интерес представляет его ранняя работа петербургского периода «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали». Работа представляет собой обзор криминологических теорий. В ней П.А. Сорокин неизбежно затрагивает вопрос и о средствах, которые оказывают влияние на действия индивида. Так, в качестве действенных средств социального контроля он рассматривал не только кары (наказания), но и награды (поощрения), возможность получения которых влияет на поведение индивида.
П.А. Сорокин выявил определенную динамику применения кар и наград, сформулировав «общую теорему», с помощью которой можно объяснить «колебание кривой санкций», обнаруженное им. Содержание теоремы сводится к следующему: «Интенсивность кар (и наград) тем более велика в каждый исторический момент, чем более примитивно данное общество и чем более антагонистической разнородности в психике и поведении его членов. И наоборот, чем более культурно данное общество и чем более однородна психика и поведение его членов – тем менее жестки кары и менее интенсивны награды» [1; 337].
В теореме четко обозначены два условия, определяющих степень интенсивности социального контроля: во-первых, развитость общественной культуры и, во-вторых, наличие противоречий между участниками социальных отношений. Кроме того, применение средств социального контроля носит конкретно-исторический характер.
Следуя логике теоремы можно предположить, что при условии построения высококультурного общества и устранении всех антагонизмов между участниками социальных отношений необходимость применения механизмов социального контроля сводится к минимуму. Это утопия, в реальности она не достижима, так как все участники социальных отношений являются носителями своих собственных интересов и потребностей, к реализации которых они неизменно стремятся.
Вместе с тем, любой процесс в социальной системе характеризуется наличием нескольких форм. Не является исключением и социальный контроль. Взяв за основу употребленный П.А. Сорокиным термин «интенсивный» и применив метод исторического анализа к исследованию проблемы социального контроля, можно сделать вывод о том, что социальный контроль может осуществляться в одной из двух форм – интенсивной или экстенсивной.
Следует отметить, что в теореме П.А. Сорокина термин «интенсивность» отражает преимущественно количественную характеристику или частоту применения методов социального контроля. Вместе с тем, этот термин может иметь и другую смысловую нагрузку, выступая качественной характеристикой процесса или явления.
Итак, экстенсивный социальный контроль является простейшей формой социального контроля. Его характерной особенностью является преимущественное применение методов принуждения, а также нацеленность на тотальное подчинение объекта социального контроля субъекту.
В основе развития экстенсивной формы социального контроля лежит процесс отчуждения всевозможных прав объекта социального контроля субъектом, вплоть до его логического завершения – полного подчинения последнему. Лучшим примером торжества экстенсивной формы социального контроля является рабовладельческий тип социального управления.
Недостатком этой формы является ее направленность на стагнацию в развитии социальных отношений. Объект социального контроля, будучи лишенным большинства неотъемлемых прав, утрачивает стимулы и интерес к участию в социальных отношениях. В свою очередь, субъект социального контроля, утрачивает необходимость в совершенствовании социальных отношений, останавливаясь (иногда на тысячелетия) в своем развитии.
Достоинством экстенсивной формы социального контроля является ее жизнеспособность в течение всего пути развития человеческой цивилизации. Достаточно сказать, что методы экстенсивной формы социального контроля, основанные на максимальном отчуждении прав объекта в рамках социальных отношений, благополучно дожили до наших дней.
Кроме того, методы экстенсивной формы социального контроля широко используются во всех без исключения современных государствах. Эти методы лежат в основе таких общераспространенных механизмов социального управления как, например, обязательная воинская повинность или функционирование пенитенциарной системы. Социальные системы, основанные на применении методов экстенсивного социального контроля, вопреки устоявшемуся мнению, всегда были чрезвычайно стабильными.
Итак, экстенсивная форма социального контроля направлена на максимальное подавление самостоятельности объекта. В свою очередь, интенсивная форма социального контроля подразумевает не тотальное подавление объекта социального контроля, а его контролируемое развитие. Объект социального контроля получает право и возможность самостоятельного развития в тех сферах, где это развитие не входит в противоречие с интересами субъекта социального контроля (например, государства).
Интенсивная форма социального контроля возникла тогда, когда экстенсивная стала доминирующей формой социального контроля в обществе и перестала быть фактором конкурентоспособности субъекта. Социальное управление, основанное на бесправии большей части общества, уже не могло служить достаточным стимулом для заинтересованности в нем общества.
Здесь впервые в истории социального управления социальный контроль перешел с уровня социального принуждения на уровень социального убеждения. Однако, появление всеобщих прав стимулировало всеобщий рост индивидуальных потребностей и привело к формированию всеобщих социальных интересов. Появление отдельных сфер социального управления, в которых государство как субъект сократило свое присутствие, вызвало рост общественного самосознания и социальных требований.
Социальное управление стало строиться не на подавлении прав, а на обеспечении баланса интересов участников социальных отношений с сохранением привилегированного положения субъекта социального контроля. С этого момента социальный контроль изменил направление с полного подавления социальной активности объекта на его дезориентацию. Отсюда же начинается переход от социальной пассивности объекта к его участию в социальном управлении (обратная связь) через прогрессирующий рост социальной адаптации. Эволюция социального управления от феодальных к экономическим формам закрепления социальных преимуществ элиты является лишним подтверждением описанной закономерности.
Интенсивная форма социального контроля подразумевает стимулирование самоорганизации объекта в тех сферах, которые не представляют интереса (в первую очередь, ресурсного) для олицетворяющей субъект социального контроля социальной элиты. В наше время, когда развитие интенсивной формы социального контроля достигло своей высшей точки, эта его специфика проявляется особенно рельефно. Так, например, современное государство уходит от решения проблем местного значения, передавая их в компетенцию органов местного самоуправления. Аналогичным образом обстоит дело с малым и средним предпринимательством, а также рядом иных малоперспективных сфер социальных отношений.
Закономерность развития социального управления и контроля заключается в том, что объект социального контроля в результате развития самосознания постоянно завоевывает новые социальные позиции. Тогда как субъект изменяют структуру социального управления, оставляя объекту дополнительную ответственность и сохраняя за собой реальный контроль над ресурсами и организацией.
Таким образом, развитие форм социального управления представляет собой непрерывное противоборство участников социальных отношений. Соответственно, развитие социального контроля – это совершенствование не только видов социального воздействия на объекты контроля, но и совершенствование форм этого воздействия.
Актуальность концепции социального контроля П.А. Сорокина обусловлена кроме прочего тем, что на её основе возможно развитие социальной теории и применение её в социальной практике. Применение этой концепции равновозможно ко всем без исключения уровням управления: глобальный, государственный, уровень отдельной организации или её структурного подразделения. Кроме того, она позволяет анализировать и прогнозировать поведение субъекта социального контроля в вопросе применения санкций и наград в процессе управления в конкретный период времени.
Библиографический список
1. Сорокин, П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П.А. Сорокин. – СПб.: РХГИ, 1999. – 447 с.
Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 821 KБ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.