Применение технологии социального проектирования в процессе подготовки специалистов по социальной работе в вузе
Е.М. Кузнецова (Омск)
Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной работы в России является достаточно динамичной, что обусловлено изменениями, происходящими в различных сферах жизнедеятельности общества. В целом на сегодняшний день сформировалась разветвлённая система учреждений и организаций, предоставляющих социальные услуги населению, а также система управления социальной работой. Вместе с тем, происходящие вне системы социальной работы процессы, неизменно обусловливают её постоянное изменение.
К внешним факторам можно отнести, в частности, изменения, происходящие в сфере образования в связи с введением образовательных стандартов третьего поколения и новых квалификаций бакалавра и магистра. Кроме того, изменение законодательства как непосредственно по вопросам функционирования системы социальной работы, так и общего характера является одним из самых влиятельных факторов.
Так, например, вступление в силу Федерального закона № 83-ФЗ [3] обусловило изменение организационно-правовой формы государственных и муниципальных учреждений, к которым, как правило, относятся учреждения системы социальной работы, разделив их на казённые, автономные и бюджетные. Это обусловило изменение особенностей организационно-управленческой деятельности в учреждениях, в частности, добавилось новое направление деятельности – разработка и реализация социальных проектов и программ, привлечение необходимых ресурсов, поиск спонсоров и благотворителей и др.
Что касается внутренних факторов, то к ним относятся изменения, происходящие в составных элементах системы. Поскольку элементы системы социальной работы тесно взаимосвязаны, то система подготовки специалистов социальной работы получила заказ на специалистов со знаниями и умениями применять в практической деятельности технологию социального проектирования.
Подготовка конкурентоспособных специалистов, знающих современные профессиональные технологии и умеющие их применять на практике одна из самых актуальных задачи образовательного учреждения. Следует отметить, что социальное проектирование относится к инновационной деятельности, что является немаловажным в современных условиях.
Как правило, под социальным проектированием понимается конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [1, С. 7]. Целью проектирования является преобразование объективной действительности, с тем, чтобы придать ей желаемые свойства и черты [2, С. 95]. Социальная работа как вид деятельности также направлена на преобразование действительности, потому применение технологии социального проектирования в ней является достаточно актуальным.
Ключевым элементом социального проектирования, объектом и одновременно его результатом является социальный проект, который может быть рассмотрен как сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной и духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, и воздействие которого на людей признаётся положительным по своему социальному значению [1, C. 35].
Таким образом, социальный проект, является той формой работы, которая может быть достаточно эффективной в вопросах решения наиболее остро стоящих социальных проблем. Следовательно, перед вузом стоит задача знакомства студентов с технологией социального проектирования, формирование навыков разработки социального проекта, и, по возможности, например, в рамках прохождения практики, его реализация.
Технология, специфика, процесс разработки, реализации, управления проектами изучается в вузе в рамках нескольких дисциплин, например, таких как технология социальной работы, организация, управление и администрирование в социальной работе, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе и др. Достоинством процесса обучения является комплексность в подходе к его организации, что в частности достигается за счёт рассмотрения технологий социальной работы в контексте различных дисциплин, а, следовательно, более тесное знакомство с ними, детальная проработка.
Так, социальное проектирование в рамках дисциплины «Технология социальной работы» рассматривается как собственно технология социальной работы. Здесь уделяется внимание процедуре, принципам, этапам разработки социального проекта.
В рамках дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» рассматриваются частные вопросы социального проектирования. Здесь изучаются методология, методы и виды социального проектирования.
В рамках дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» социальное проектирование рассматривается в качестве одной из форм выработки и принятия решения, т.е. организационно-управленческие аспекты социального проектирования. В рамках последней дисциплины оптимально сочетаются задачи отработки навыков разработки социального проекта и организационно-управленческой деятельности.
Безусловным плюсом применения метода проектирования в рамках преподавания дисциплины организация, управление и администрирование в социальной работе является то, что в процессе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными положениями теории менеджмента, с особенностями различных этапов процесса управления (определение миссии, целей и задач функционирования организации, разработка организационной структуры, определение перечня предоставляемых услуг, составление планов работы и контрольных мероприятий и т.п.). Таким образом, студенты получают возможность в процессе создания социального проекта не только отработать навыки организационно-управленческой работы, но и увязать всё в целостную концепцию организации.
Кроме того, в рамках проведения практических занятий возможно обсуждение разрабатываемых проектов на каждом этапе их создания, для чего проект оформляется в программе презентации с целью обретения наглядности. Таким образом, создаются условия для обсуждения проекта и исправления ошибок по ходу его создания. У студентов есть возможность принять активное участие в обсуждении, что позволяет им формировать навыки ораторства, аргументирования своего выбора, оценивания работ других студентов. Такая работа позволяет значительно сблизить теорию и практику.
Работа над проектом начинается с анализа статистической и документированной информации с целью выявления локальных социальных проблем и выбора конечной формы социального проекта. Как правило, студенты свой выбор останавливают на создании социальных служб или общественных организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность либо в какой-нибудь сфере (пример, организация социально-культурной или просветительской деятельности в микрорайоне, населенном пункте), либо с какой-либо категорией населения (пример, одинокие несовершеннолетние мамы, семьи, имеющие детей с синдромом Дауна).
Как правило, студенты выявляют слабые места в системе социальной работы, социальной защиты населения на какой-либо локальной территории и предлагают свои варианты решения имеющихся социальных проблем. Кроме того, выбор студентов может остановиться на разработке проекта с целью проведения какой-либо разовой социальной акции, что также позволяет отработать технологию в полной мере.
Подготовительный этап работы предполагает проработку нормативно-правовых актов по вопросам создания и функционирования организаций, проработку социального законодательства, методических разработок и рекомендаций по организации деятельности социальных служб различной направленности и т.п.
Изучив исходную информацию, студентами составляется социальный паспорт проекта, который является одним из основных элементов проектной документации. Паспорт содержит описание объекта (качественные и количественные характеристики объекта в целом, его элементов), в отношении которого разрабатывается проект.
В паспорте указываются название проекта, территория действия (микрорайон, населённый пункт и т.п.), направления деятельности; даётся описание основных целей и задач; даётся обоснование проекта, описание проблем, решению которых он посвящён, обоснование социальной значимости проекта. Кроме того, даётся описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению; механизмов оценки результатов проекта; перечисляются предполагаемые источники финансирования проекта и др.
По мере освоения теоретического материала в рамках дисциплины организация, управление и администрирование в социальной работе, проект наполняется необходимыми документами. Так, следующий этап работы над проектом связан с определением миссии, целей и задач организации. Это один из самых сложных этапов, тем более что он является основополагающим, поскольку в зависимости от избранных целей и задач будет определяться структура организации, перечень должностей, набор предлагаемых социальных услуг.
Наиболее типичными ошибками, совершаемыми при формулировке миссии и целей, являются их абстрактность, нереальность, недостижимость, а также подмена действиями, поэтому обсуждение результатов работы над этим этапом на практическом занятии позволяет избежать дальнейших ошибок, приобрести опыт работы по целеопределению.
После определения целей и задач выполняется работа по формированию организационной структуры и штатного расписания. В процессе разработки организационной структура соотносятся цели, задачи, направления деятельности, предоставляемые услуги.
Наиболее типичные ошибки, совершаемые в этой части работы – неверный выбор типа организационной структуры, дублирование структурных подразделений по выполняемым функциям, перегрузка организационной структуры, включение в структуру подразделений, нацеленных на предоставление социальных услуг и невключение финансово-экономических, правовых, административно-хозяйственных и прочих подразделений. Зачастую непродуманна иерархия, уровневость, делегирование полномочий, игнорируются нормы управляемости.
Работа над штатным расписанием напрямую связана с нормированием труда, а, следовательно, предполагает дополнительную проработку нормативно-правовых документов. По сути, штатное расписание – это документ, определяющий состав работников организации с указанием их должностей и должностных окладов. Следовательно, студенты должны первоначально ознакомиться с действующей в отрасли системой оплаты труда, системой надбавок и доплат.
Следующий этап работы над проектом связан с составлением системы планов организации: планов работы на определённый период (год, месяц, день и т.п.), планов проведения какого-либо мероприятия (например, посвящённого празднованию Дня Победы), финансового плана – сметы расходов, плана проведения контрольных мероприятий и др. Сложность этого этапа в большей степени обусловлена недостаточным освоением теоретического материала по планированию, что приводит к ошибкам в составлении планов. При проверке составленных планов предъявляются требования к их корректному оформлению.
На следующем этапе студентами отрабатываются навыки администрирования. В частности, им предлагается составить регламент предоставления одной из социальных услуг, в котором следует отразить перечень условий и документов, необходимых для предоставления услуги, перечень административных процедур, последовательность действий при предоставлении услуги, результаты предоставления услуги (решение о предоставлении или об отказе в предоставлении и т.п.). Дополнительно может быть составлена блок-схема предоставления услуги.
В результате студенты разрабатывают социальный проект, реализовать который они могут в процессе прохождения практики, написания курсовой, научной или дипломной работы. Кроме того, завершенный проект вполне может стать участником проводимых конкурсов социальных проектов.
Работа над проектом может осуществляться как одним человеком, так и группой студентов. Второй вариант позволяет дополнительно применять групповые методы работы.
Таким образом, в процессе создания социального проекта студенты приобретают ценные навыки работы по нескольким направлениям:
- работа со статистической и документированной информацией, её анализ;
- работа нормативно-правовой базой и различными источниками получения информации;
- обоснование необходимости разработки и реализации социального проекта, составление паспорта социального проекта;
- отработка навыков организационно-управленческой работы, применение на практике положений теории менеджмента;
- работа с программами презентации, графическими редакторами;
- навыки ораторской работы, аргументирования выбора, коллективной работы и т.п.
Процесс разработки социального проекта достаточно сложный, вместе с тем его применение в практической деятельности обусловлено временем. Чем раньше будущий специалист ознакомится с профессиональными технологиями и научится их применять, тем раньше он сможет использовать их в профессиональной деятельности в полном объёме.
В условиях рынка, перед вузом стоит задача не просто подготовить специалиста, а подготовить конкурентоспособного, профессионально компетентного выпускника. В конечном счёте, такой подход положительно сказывается на репутации вуза в целом и выпускающей кафедры в частности.
Библиографический список
1. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие / В.А. Луков. – 7-е изд. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007.
2. Смирнов Б.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной сфере: учеб. пособие / Б.В. Смирнов. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009.
3. Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ (с изм.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Справочно-правовая система «Гарант».
Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 1,02 MБ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.