Особенности социальной работы на муниципальном уровне
Е.М. Кузнецова
Сформировавшаяся на сегодняшний день система социальной работы муниципального уровня обусловлена действием ряда факторов. В первую очередь и в большей степени действующим законодательством, спецификой финансового обеспечения (в частности, дефицитностью и дотационностью бюджетов муниципальных образований), а также перераспределением предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти.
Организация социальной работы осуществляется на всех уровнях социального управления, что обусловлено, с одной стороны, необходимостью комплексного подхода к решению социальных проблем, и разграничением социальных функций, с другой. Наибольше количество функций закреплено на федеральном и региональном уровнях, вместе с тем органы местного самоуправления выполняют широкий спектр задач с целью улучшения качества и уровня жизни населения муниципального образования.
Рассматривая социальную работу как вид деятельности, направленный на оказание помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, можно выделить несколько направлений, по которым ведётся работа в муниципальных образованиях различных субъектов РФ:
- предоставление социальных услуг на базе муниципальных учреждений социальной поддержки,
- предоставление социальных услуг на базе муниципальных учреждений социального обслуживания,
- предоставление социальной помощи населению,
- предоставление льгот,
- организация опеки и попечительства над несовершеннолетними,
- организация работы с молодёжью и подростками и др.
Спектр социальных услуг, предоставляемых в рамках системы социальной работы на муниципальном уровне, сократился со вступлением в силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения, соответствующие полномочия отнесены к компетенции субъектов РФ.
Вместе с тем, закон оставил право органов местного самоуправления осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения (например, организовывать работу центров социальной поддержки населения). Законом также предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Как правило, передаются полномочия по осуществлению социального обслуживания населения, организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Принятие закона № 122-ФЗ, получившего в народе название «о монетизации льгот», привело к изменениям в сфере социального обслуживания населения. Так, полномочия по организации работы системы социального обслуживания населения были возложены на субъекты РФ. Вместе с тем, в ряде субъектов РФ данная функция передана на муниципальный уровень (например, в Новосибирской, Тюменской областях и др.). Здесь организуется работа муниципальных центров социального обслуживания населения, предоставляющих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам, детям и семьям с детьми, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
За счет средств местного бюджета на муниципальном уровне организуется предоставление социальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Как правило, это единовременная мера.
С целью предоставления социальной помощи населению в натуральной форме в муниципальных образованиях организуется работа центров социальной поддержки населения. Помощь предоставляется лицам, оказавшимся в трудной ситуации в связи с утратой имущества вследствие пожара, стихийного бедствия, потерей средств к существованию, долговременным лечением, низким уровнем дохода семьи и т.п. Как правило, помощь предоставляется вещами, переданными жителями муниципального образования, учреждениями, организациями и пр. (одежда, предметы первой необходимости, бытовая техника и мебель). Кроме предоставления помощи организуется консультирование населения по вопросам получения мер социальной поддержки.
Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы, социально-бытовой направленности (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, муниципальные аптеки, бани и др.).
Следующее направление – организация опеки и попечительства над несовершеннолетними. До 2006 года эта функция осуществлялась органами местного самоуправления. Однако, со вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» вопросы организации опеки и попечительства над несовершеннолетними более не входят в перечень вопросов местного значения, и относятся к компетенции субъекта РФ. Вместе с тем, закон допускает участие органов местного самоуправления в организации опеки и попечительства над несовершеннолетними. В ряде регионов с этой целью указанные полномочия делегируются на муниципальный уровень.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные учреждения, ориентированные на работу с молодежью и подростками. К числу таких центров относятся центры социально-психологической помощи молодежи и подросткам, центры медико-психологической и социальной помощи молодежи и подросткам, подростково-молодежные клубы по месту жительства, центры социального обслуживания молодежи, молодежные центры занятости, центры поддержки молодежных инициатив и др.
К задачам муниципальных центров, работающих с молодежью, относятся, в частности, реализация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, правонарушений в молодежной среде; проведение профилактической работы с несовершеннолетними, освободившимися из мест заключения; предоставление консультационных услуг (психологических, юридических, педагогических и др.); формирование банков данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении; содействие в формировании волонтерских отрядов; организация и проведение культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий, поддержка и развитие молодежных инициатив и др.
Основную долю получателей социально-психологических услуг составляют подростки из многодетных и малообеспеченных семей, молодежь и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Особая категория клиентов – молодые родители, для оказания помощи которым в центрах реализуются различные программы, направленные на преодоление психологических проблем, связанных с созданием семьи, рождением и воспитанием ребенка.
С момента реформирования местного самоуправления, затронувшего и систему социальной работы, прошло немного времени. Вместе с тем можно говорить о том, что перераспределение и делегирование полномочий позволяет аккумулировать собственные средства муниципальных образований на решение вопросов (в том числе социальных) местного значения, а делегированные полномочия осуществлять за счёт средств регионального бюджета. Таким образом, технологии предоставления социальных услуг населению сохраняются, позволяя акцентироваться на повышении качества их предоставления.
Опубликовано: Кузнецова Е.М. Особенности социальной работы на муниципальном уровне / Омские социально-гуманитарные чтения – 2012: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – С. 69-72. – ISBN 978-5-8149-1271-8
Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 769 KБ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.