Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Формирование системы социальной защиты населения Омской области: развитие социального обслуживания в 1992-2003 гг.

Е.М. Кузнецова, Т.В. Щитова

Омский государственный технический университет

Аннотация

В статье рассматривается становление современной системы социальной защиты населения на территории Омской области. Проанализировано одно из основных направлений деятельности в 1992-2003 гг.: развитие социального обслуживания.

Социальная сфера, по сравнению с другими сферами функционирования общества, наиболее чувствительна к различным преобразованиям, происходящим в стране, что, в первую очередь, сказывается на уровне и качестве жизни граждан. Кризис политической и экономической сфер российского государства начала 90-х годов ХХ века обусловил кризис и социальной сферы, в частности той части, которая представляет собой систему социальной защиты населения.

Советская система социальной защиты населения, главной задачей которой было социальное обеспечение граждан (что собственно и отражалось в названии территориальных органов – собесы), к концу 1991 г. завершила свое существование. С 1992 года началось формирование российской системы социальной защиты населения. В Омской области формировалась региональная подсистема. В соответствии с постановлением главы администрации Омской области от 27 декабря 1991 г. № 66-П «Об организации комитетов, управлений, отделов администрации Омской области», на базе бывшего Управления социального обеспечения было организовано Управление социальной защиты населения Омской области1. Основными направлениями деятельности Управления являлись: назначение и выплата государственных пенсий и пособий, организация социального обслуживания граждан, проведение медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи и др. [1].

Главной особенностью начального этапа становления современной системы социальной защиты населения стало формирование сети учреждений социального обслуживания нестационарного и полустационарного типов. Следует отметить, что во второй половине 80-х гг. XX в. при Нежинском доме-интернате было создано отделение социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, и был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения2. Вместе с тем, как в России, так и в Омской области, масштабное развитие сети нестационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания началось с 1992 г.

В СССР социальное обслуживание населения осуществлялось в форме стационарного обслуживания, существовала сеть учреждений стационарного типа: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, для умственно отсталых детей, психоневрологические и др. По данным за 1991 г. в Омской области функционировало 14 домов-интернатов различной направленности, число фактически развернутых койко-мест составляло 45353.

Кроме того, с 1991 г. в Омской области начала формироваться сеть специальных жилых домов для граждан пожилого возраста и инвалидов. Этому способствовало утверждение Министерством социальной защиты населения и Комитетом по муниципальному хозяйству РФ примерного Положения «О специальном доме для одиноких престарелых». С принятием в 1995 г. Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» количество специальных жилых домов значительно выросло. По состоянию на 1 октября 1999 г. в области функционировал 21 специализированный дом4. Однако численность граждан нуждающихся в посторонней помощи значительно превышала возможности существующей системы. Динамика численности граждан, проживающих в специальных домах, представлена в таблице 15.

Необходимость формирования сети учреждений нестационарного социального обслуживания, внедрения новых форм работы была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, вследствие бедности значительной части населения страны существовала высокая потребность граждан в получении социальных услуг. Во-вторых, формировалась нормативно-правовая база, регулирующая механизм предоставления социальных услуг населению. В 1993 г. была принята Конституция РФ, закрепившая основные права и свободы граждан, в том числе социальные. В 1995 г. приняты Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Главной задачей указанных законов являлось регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан, установление экономических, социальных и правовых гарантий для граждан.

Создание сети учреждений нестационарного и полустационарного социального обслуживания в регионе осуществлялось по нескольким направлениям: социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная помощь семьям и детям, социальная помощь дезадаптированным гражданам. В работе учреждений применялись разные формы и методы предоставления социальных услуг населению.

С мая 1992 г. служба социальной помощи на дому, функционировавшая на базе Нежинского территориального центра, была передана в районные отделы социальной защиты г. Омска6, что уже в следующем году обусловило значительное увеличение количества отделений и числа обслуживаемых. Тогда же было положено начало развитию служб социальной помощи на дому и в районах области. Как правило, службы социальной помощи на дому функционировали на базе территориальных (районы, город) отделов социальной защиты населения.

Приказом начальника Управления социальной защиты населения Омской области от 21 сентября 1993 г. № 137 было утверждено Положение об отделении социальной помощи на дому. Положением устанавливались максимальные сроки предоставления услуг социально-бытового обслуживания на дому, условия создания указанной специализации, определен перечень социально-бытовых услуг, оказываемых отделениями и условия их предоставления, описан механизм зачисления на социальное обслуживание на дому, установлены нормы по численности обслуживаемых одним социальных работником. Услуги, предоставляемые отделениями, были востребованы населением. Однако, во второй половине 1997 г. численность обслуживаемых в отделениях сократилась, что было обусловлено введением оплаты за получение социальных услуг на дому7.

В 1998 г. экономический кризис способствовал дальнейшему снижению численности обслуживаемых и уменьшению количества отделений. В условиях кризиса у региональной власти не хватало средств для финансирования деятельности отделений социальной помощи на дому. В целом динамика числа отделений социального обслуживания на дому и численности обслуживаемых представлена в таблице 28.

Созданию сети учреждений нестационарного социального обслуживания населения способствовало также утверждение в 1993 г. Министерством социальной защиты РФ Примерного положения о центре социального обслуживания, в котором были обозначены основные задачи, направления деятельности Центров и их структурных подразделений, штатное расписание. Первоначально в Омском регионе Центры были созданы в Куйбышевском, Центральном, Советском округах г. Омска и в Называевском районе области9. Главной причиной, тормозившей открытие центров в сельских районах, являлась нехватка ресурсов (финансовых, материальных и кадровых).

В таблице 310 представлена динамика создания центров. В целом, она имеет положительную направленность, за исключением 2002 г., когда количество центров уменьшилось по сравнению с 2001 г. и составило 13. Стоит отметить, что к концу исследуемого периода характерной чертой центров стала их многопрофильность – на базе центров предоставлялись разнообразные по видам и формам услуги: организация питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве, правовые услуги и др. В городе и области были созданы комплексные центры, являющиеся наиболее оптимальным видом учреждения социального обслуживания населения нестационарного типа.

С 1992 г. начинает формироваться служба срочной социальной помощи. Приказом Министерства социальной защиты населения РСФСР от 4 февраля 1992 г. № 21 утверждено Положение о территориальной службе срочной социальной помощи. В соответствии с положением и на основании приказа начальника Управления социальной защиты населения от 25 марта 1992 г. № 34 «Об открытии службы срочной социальной помощи», на базе Нежинского территориального центра была создана городская служба срочной социальной помощи11. Позже Службы (отделения) открывались при районных отделах социальной защиты и Центрах социального обслуживания. Основными направлениями деятельности служб являлись: предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи, обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью, оказание материальной помощи, экстренной психологической помощи и др.

Согласно данным таблицы 412, с 1992 по 1999 гг. наблюдался рост численности получателей неотложной помощи разового характера. В 2000 г. тяжелая ситуация, в которой находилась вся система социального обслуживания области (низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата и т.п.) привели к массовому увольнению социальных работников. Во многих районах области в штате отделений был только один работник – заведующий. Вследствие чего отделения срочного социального обслуживания не выполняли свои функции в полном объеме, не расширялся перечень предоставляемых услуг. Поэтому в 2000 г. численность обслуживаемых была ниже, чем в предыдущий год.

Начало созданию отделений специализированной помощи на дому было положено в 1994 г. Отправной точкой стал приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 27 декабря 1994 г. № 259. В регионе на основании приказа начальника Управления социальной защиты населения и примерного Положения об отделении специализированной помощи на дому, утвержденного в 1995 г., стали открываться первые отделения специализированной помощи на дому13. К задачам отделений были отнесены: оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому; наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан; оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей; обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.

Первое отделение было открыто в 1995 году в Куйбышевском районе г. Омска14. Отделения организовывались в Центрах социального обслуживания, а при их отсутствии – в районных (городских) отделах социальной защиты населения. Как видно из таблицы 515, в конце XX – начале XXI вв. наблюдалась положительная динамика в рассматриваемом направлении: в 2002-2003 гг. численность обслуживаемых росла более высокими темпами, чем в 90-е гг., поскольку велась активная работа по созданию подобных отделений в районах области.

Итак, одним из направлений деятельности региональных органов социальной защиты населения в рассматриваемый период являлось создание и развитие сети учреждений социального обслуживания нестационарного и полустационарного типов. Другим важнейшим направлением, начало которому было положено в 1992 г., являлось создание специализированных учреждений помощи отдельным категориям граждан.

Проводимые в последние десятилетия реформы ударили по институту семьи. Резкая дифференциация доходов граждан, ухудшение качества жизни привели к тому, что семья оказалась не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях. Плохое выполнение родительских обязанностей нередко создавало условия, опасные для жизни и развития детей. Вполне закономерным в такой ситуации являлся тот факт, что с 1992 года, наряду с формированием сети нестационарных учреждений социального обслуживания, начала проводиться работа по организации деятельности специализированных отделений и учреждений социальной помощи семье и детям.

Действенным фактором в этом направлении стало принятие Указа Президента РФ «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в котором органам исполнительной власти на местах рекомендовалось создавать и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, социальных гостиниц, приютов и др. [2].

Не менее важную роль сыграл и Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [3]. В соответствии с Указом, органам исполнительной власти в 1993-94 гг. было рекомендовано образовать в структуре органов социальной защиты населения специализированные учреждения (службы) для работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации. В результате, в 1993 г. в структуре Управления социальной защиты населения Омской области был образован отдел социальной защиты семьи, материнства и детства, и начата работа по созданию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей [1].

В 1993 г. Центры социально-психологической помощи семье и детям были открыты только в Большереченском и Москаленском районах16. Сдерживание процесса развития учреждений указанного типа было обусловлено отсутствием помещений и финансовых средств, а также недопониманием роли и значимости таких учреждений17.

1994 год был провозглашен Международным годом семьи. Это дало определенный положительный импульс в работе органов социальной защиты в указанном направлении. Для оказания своевременной квалифицированной психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и других видов помощи социально незащищенным слоям населения в городе Омске в соответствии с Постановлением Главы Администрации Омской области [4] и приказом начальника Управления социальной защиты населения Омской области «О создании областного центра социальной реабилитации несовершеннолетних (с приютом)», был создан областной Центр социальной реабилитации несовершеннолетних (с приютом на 50 мест)18; а также в соответствии с Постановлением Главы Администрации Омской области [5] и приказом начальника Управления социальной защиты населения Омской области «О создании областного центра социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)» создан областной Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей на 25 мест)19.

В 1994 г. начали работу центры социальной помощи семье и детям в Называевском районе области, Куйбышевском и Центральном районе г. Омска20. В целом, услуги социального обслуживания семьям и детям предоставлялись как на базе специализированных учреждений – центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, так и на базе комплексных центров социального обслуживания населения. С 1998 года в структуре системы социальной помощи семье и детям появляется новый тип учреждений – реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1998 г. уделялось значительное внимание организации работы отделов и центров по практической помощи социально незащищенным семьям и детям. Разработана и утверждена областная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей на 1998-2000 гг.». В рамках реализации программы в Красноярско-Чернолучинской зоне отдыха был создан областной Центр реабилитации, оздоровления и отдыха детей с ограниченными возможностями21. В 1998 г. совместно с управлением внутренних дел, управлением здравоохранения, комитетом труда и занятости Администрации Омской области была разработана «Комплексная программа мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в Омской области на 1999-2000 гг.».

Принцип программно-целевого финансирования и развития социальной сферы применялся в Российской Федерации с середины девяностых годов. В разные годы мероприятия социальных целевых программ были направлены на такие категории граждан как молодежь, несовершеннолетние и дети, инвалиды, представители старшего поколения, неполные семьи. На конец 2003 г. в Омской области было реализовано более пяти программ по указанным направлениям, приняты целевые программы Омской области «Социальная поддержка инвалидов» на 2004-2008 годы, «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2004-2006 годы и др.

В 2003 г в области насчитывалось 20 учреждений, специализировавшихся на предоставлении социальных услуг семьям и детям (центры социальной помощи семье и детям (7), социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (9), социальные приюты (2), реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями (2)), в структуре еще 12 учреждений функционировали отделения по работе с семьей и детьми [6]. Динамика количества учреждений социального обслуживания семьи и детей представлена в таблице 622, динамика численности обслуживаемых – в таблице 723.

В 1992-2003 гг. также создавались специализированные учреждения социальной помощи для дезадаптированных граждан (лиц без определенного места жительства и занятий, попавших в экстремальные ситуации, освободившихся из мест лишения свободы и др.). В 1993 г. был организован Центр социальной адаптации для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы (на 60 мест)24. В 1994 г. он был реорганизован в областной Центр реабилитации дезадаптированных групп населения в соответствии с приказом начальника Управления социальной защиты населения Омской области от 5 мая 1994 г. № 60 «О создании областного Центра реабилитации дезадаптированных групп населения»25.

В 1996 году Центр в целях исполнения постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» [7] приказом по Управлению социальной защиты населения от 8 апреля 1996 г. № 334-К получил новый статус – стал Областным центром социального обслуживания населения, что значительно расширило его потенциальные возможности. Однако, из-за финансовых трудностей в полную силу центр заработал только в 2003 г., когда наряду с отделением срочной социальной помощи (с социальной гостиницей), отделением социальной адаптации для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, заработало и отделение ночного пребывания для лиц без определенного места жительства.

Учреждения социального обслуживания нестационарного и полустационарного типов в большинстве своем входили в муниципальную систему социальных служб и имели статус муниципальных учреждений. С вступлением в силу 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (так называемый закон «О монетизации льгот») муниципальная система социального обслуживания была ликвидирована, начался процесс перевода всех учреждений социального обслуживания в статус государственных учреждений. Закрепление полномочий по организации функционирования системы социального обслуживания за субъектами РФ способствовало развитию сети учреждений социального обслуживания. Пик пришелся на 2005 год, когда учреждения социального обслуживания стали функционировать в каждом районе области и во всех округах г. Омска. Общая численность учреждений социального обслуживания в регионе на начало 2008 года составила 79, в том числе 39 центров социального обслуживания, 17 стационарных учреждений социального обслуживания, 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 13 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 8 центров социальной помощи семье и детям [8].

Становление региональной системы социальной защиты населения во многом способствовало решению проблем социального характера в регионе. Формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания нестационарного и полустационарного типов в 1992-2003 гг. являлось одним из основных направлений социальной защиты населения.

Примечания

[1]              Государственный архив Омской области (далее ГАОО). Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1290. Л. 1.

2              ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1192. Л. 52.

3              ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1302. Л. 1.

4              ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1565. Л. 109.

5              Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2007 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 6. – Омск, 2008. – С. 66 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.omskmintrud.ru

6 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1425. Л. 13.

7              ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1530. Л. 19.

8              Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1254. Л. 1; Д. 1303. Л. 8; Д. 1396. Л. 1; Д. 1477. Л. 48; Д. 1492. Л. 52; Д. 1545. Л. 45; Д. 1576. Л. 62; Д. 1614. Л. 48; Д. 1661. Л. 44 б; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2003 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 2. – Омск, 2004. – С. 26. – http: // www.omskmintrud.ru; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2004 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 3. – Омск, 2005. – С. 61. – http:// www.omskmintrud.ru; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2005 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 4. – Омск, 2006. – С. 52. – http:// www.omskmintrud.ru

9              ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1451. Л. 7.

10 Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1348. Л. 39; Д. 1396. Л. 1; Д. 1451. Л. 36; Д. 1477. Л. 2; Д. 1492. Л. 52; Д. 1530 Л. 80; Д. 1545. Л. 45; Д. 1576. Л. 62; Д. 1614. Л. 48; Д. 1661. Л. 44 б; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2005 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 4. – Омск, 2006. – С. 51 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.omskmintrud.ru

11             ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1338. Л. 32.

12             Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1492. Л. 52; Д. 1545. Л. 45; Д. 1576. Л. 62; Д.1614. Л. 49; Д. 1661. Л. 45.

13             ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1452. Л. 18.

14             ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1451. Л. 189.

15             Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1545. Л. 45; Д. 1576. Л. 62; Д. 1614. Л. 49; Д. 1661. Л. 44б; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2004 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 3. – Омск, 2005. – С. 61. – http:// www.omskmintrud.ru

16 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1425. Л. 25.

17 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1425. Л. 26.

18 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1426. Л. 47.

19             ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1426. Л. 49.

20             ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1451. Л. 9.

21             ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1565. Л. 19.

22             Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1436. Л. 3; Д. 1463. Л. 13; Д. 1492. Л. 66; Д. 1576. Л. 36; Д. 1614. Л. 15; Д. 1661, Л. 22; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2003 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 2. – Омск, 2004. – С. 4. – http: // www.omskmintrud.ru; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2004 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 3. – Омск, 2005. – С. 27. – http:// www.omskmintrud.ru; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2005 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып 4. – Омск, 2006. – С. 29. – http:// www.omskmintrud.ru

23             Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1436. Л. 3; Д. 1463. Л. 13; Д. 1492. Л. 66; Д. 1576. Л. 37; Д. 1614. Л. 16; Д. 1661, Л. 23.

24             ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1425. Л. 26.

25             ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1426. Л. 43.

Библиографический список

1.  Постановление Главы администрации Омской области от 6 января 1993 г. N 4-п «О Положении об Управлении социальной защиты населения администрации области» // Справочно-правовая система «Гарант» (далее – СПС «Гарант»).

2.  Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – 11 июля. – № 23. – Ст. 1276.

3.  Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» / Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – 13 сентября. – № 37. – Ст. 3449.

4.  Постановление Главы Администрации Омской области от 19 апреля 1994 г. № 173-П «О создании областного центра социальной реабилитации несовершеннолетних» //  СПС «Гарант».

5.  Постановление Главы Администрации Омской области от 24 мая 1994 г. № 238-П «О создании областного центра социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)» //  СПС «Гарант».

6.  Итоги работы органов социальной защиты населения Омской области за 2003 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 2. – Омск, 2004. – С. 4 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.omskmintrud.ru

7.  Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 22 февраля 1996 г. № 99-П «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» // СПС «Гарант».

8.  Времен связующая нить / Сост. Н. Булычева. – Тюмень: Сити-пресс, 2008. – С. 43.

Таблица 1

Динамика численности граждан, проживающих в специальных домах

Год

1992

1995

1998

2001

Численность граждан

12

108

291

439

Таблица 2

Отделения социального обслуживания на дому (по г. Омску и Омской области)

Год

1990

1991

1993

1995

1996

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Число отделений

43

58

121

169

182,5

164

173

173

183

185

213

Численность обслуженных за год

4133

5630

10051

более 12 тыс.

14991

12375

14030

13313

более

13 тыс.

14972

17117

Таблица 3

Количество центров социального обслуживания населения (по г. Омску и Омской области)

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Кол-во

1

1

4

9

9

10

12

12

12

14

13

16

Таблица 4

Отделения (службы) срочного социального обслуживания населения (по г. Омску и Омской области)

Год

1992

1993

1996

1998

1999

2000

2001

Число отделений (служб)

1

33

38

37

37

38

37

Численность обслуженных за год

52

6878

21186

49336

72472

62788

94267

Таблица 5

Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (по г. Омску и Омской области)

Год

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Число отделений

12,5

13,5

13

18

27,5

40,5

Численность обслуженных за год

778

917

857

985

1330

2170

Таблица 6

Учреждения (отделения) социального обслуживания семьи и детей (по г. Омску и Омской области)

Год

1994

1995

1996

1999

2000

2001

2002

2003

Число учреждений

6

10

10

14

15

21

28

32

Таблица 7

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей (по г. Омску и Омской области)

Год

1994

1995

1996

1999

2000

2001

Численность обслуженных за год:   семей

432

2341

4790

22886

24423

33378

человек (единичных)

737

5768

9949

82254

78883

108290

несовершеннолетних

312

3739

6647

43019

45613

58651

The formation of the social protection system in Omsk region: the development of social services between 1992 to 2003
E.M. Kuznetsova, T.V. Schitova                                                                                                                             

This article discusses the formation of a modern system of social protection in the territory of the Omsk region. Analysed one of the main activities between 1992 to 2003: development of social services.  



Keywords: social protection, social services, social security.

Сведения об авторах

 

Кузнецова Елена Мартуновна – кандидат  философских наук, старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии Омского государственного технического университета

Тел. рабочий: 65-35-51, моб. 8-951-400-22-93, e-mail: frsr@inbox.ru

 

Щитова Татьяна Владимировна – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии Омского государственного технического университета

Тел. рабочий: 65-35-51, моб. 8-905-923-83-38, e-mail: tschitova@gmail.com

Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 2,77 MБ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Объявления