Обусловленность политического контроля в современном обществе
Кузнецова Елена Мартуновна, канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры «Социология, социальная работа и политология» Омского государственного технического университета
В современном обществе все сферы жизнедеятельности пронизаны различными правилами и нормами, соблюдение которых позволяет быть включенным в тот или иной вид отношений. Не является исключением и политическая сфера. Сейчас, когда многие поняли и оценили возможности и выгоду участия в политических отношениях, процессе борьбы за власть, проблема создания граничных рамок (условий), которые направляют поведение участников политического процесса и в которых их поведение рассматривается как допустимое, желаемое, не перестает быть актуальной.
Такие граничные рамки представляют своего рода заградительные барьеры. Их основная задача, с одной стороны – не допустить в политику политических аферистов, не способных и не желающих реализовать ничьи интересы кроме своих собственных, заманивающих население пустыми обещаниями, с другой стороны – способ опосредованного устранения политических конкурентов.
Одним из средств, позволяющих реализовать указанные задачи, является социальный контроль в отношении участников политического процесса. Социальный контроль в данном случае рассматривается как элемент социального управления и механизм управляющего воздействия на объект с целью формирования у последнего желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров.
На процесс осуществления социального контроля влияют несколько факторов, одним из которых является организация, рассматриваемая как оптимальное распределение функциональных обязанностей во внутренней среде социального института и его организационное строение, позволяющее адекватно и эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Организация подразумевает использование широкого спектра специфически социальных способов упорядочения и регулирования действий членов общества и социальных институтов. Важную роль здесь играет наличие легитимных возможностей для осуществления социального контроля и соответствующей инфраструктуры у его субъектов. На характер социального контроля влияют возможности, инфраструктура и способы достижения поставленных субъектом социального контроля целей.
Если на уровне детерминированного посредством социального контроля индивидуального поведения основную роль в поведении человека играет среда (т. е. ресурсы и условия), то на уровне устойчивых поведенческих реакций главная роль отводится организации. Причем организация тогда понимается как функция сохранения и воспроизводства устойчивых форм поведения.
Организационный контроль является одним из видов социального контроля. Основан он на включении объектов социального контроля в определенную систему социальных отношений и выполнении ими соответствующих социальных ролей в рамках этих отношений. Одной из разновидностей этого вида контроля является политический контроль, объектом воздействия которого выступают участники политических отношении.
Политический контроль осуществим по отношению ко всем видам объектов социального контроля, функционирующим в сфере политики или только обозначившим свои притязания на статус участника этих отношений. Он основан на формировании общеобязательных правил политической деятельности, призван, в частности, регламентировать форму и способы образования политических субъектов (например, Федеральный закон «О политических партиях» определяет условия формирования политических партий, условия определяющие возможность их участия в выборах), а также «правила игры» на политическом поле выборов (законодательство РФ о выборах). На эту специфику указывал еще М. Вебер в своих работах [2, с. 133]. Несоблюдение установленных правил влечет за собой исключение объектов политического контроля из политического процесса. В качестве объектов политического контроля могут выступать этнические элиты и этнические сообщества, политические элиты, политические партии, другие участники политического процесса, общество в целом и каждый индивид в отдельности.
Непременным условием политических отношений является общественная легитимность формальных субъектов (политических партий и движений) этих отношений. Данное условие подразумевает зависимость субъектов политических отношений от регулирующих эти отношения социальных институтов, и превращает их в агентов социального контроля, действующих в интересах социальных элит. Агент социального контроля рассматривается как несамостоятельный субъект, реализующий функции субъекта социального контроля на основании делегированных полномочий. Реализуя интересы основного субъекта социального контроля, агент действует в рамках делегированных им полномочий, сам выступая по отношению к нему в роли промежуточного объекта социального контроля. Политический контроль применим только к объектам, формально не способным выступать в качестве субъектов социального контроля, с целью институционализации их политической деятельности.
Направленность политического контроля, его условия и задачи определяется спецификой социально-политических установок общества и стремлением субъекта контроля к обеспечению легитимности сложившихся социальных отношений. Общество контролируется путем предложения ему в качестве альтернативных субъектов (агентов) политического контроля институционализированных социальных элит, а этнические элиты путем предоставления им возможности институционализации и трансформации в социальные элиты. Ярким примером последнего может служить преобразование этнических элит Северного Кавказа в элиты социальные (например, в Чеченской республике). Как известно, вооруженные этнические группировки были приглашены к мирному диалогу, в ходе которых был достигнут компромисс – этнические лидеры приняли правила «игры», а государство получило возможность силами местных лидеров восстановить стабильность в регионе. В результате этнические лидеры приобрели статус местной социальной элиты, получили доступ к ресурсам региона (и не только региона), а также возможность осуществлять властные полномочия в масштабах своего региона.
Таким образом, политический контроль решает проблему вовлечения конкурентоспособных этнических элит в подконтрольное субъекту социального контроля правовое поле политической деятельности.
Политический контроль как специфический вид социального контроля предполагает использование специфических методов воздействия, которые представляют собой способы управления и регулирования, используемые субъектами политического контроля для достижения поставленных целей. Их содержание обусловлено спецификой решаемых задач. Все методы политического контроля подразумевают вмешательство извне в деятельность объекта с целью его коррекции в нужном направлении.
Политический контроль формально основан на регламентации участия в политической деятельности, как объектов политического контроля, так и его субъектов. Вместе с тем, неформальный социальный контроль осуществляется через создание (финансирование и организационную поддержку) марионеточных политических формирований (партий и движений). Применение методов политического контроля ограничено сферой политических отношений, т. е. в качестве объектов могут выступать только участники политических отношений.
В отношении общества политический контроль осуществляется методами, основанными на предложении социально востребованных программ политических партий. Политическое предложение субъекта контроля должно соответствовать политическому спросу его объекта. Поэтому обществу предлагаются такие политические программы, которые позволяют обеспечить общественную поддержку существующих социальных отношений (например, появление партии Справедливая Россия обусловлено не только необходимостью существования политической оппозиции, но и желанием социальных элит переманить часть голосов избирателей у других политических партий, выдвигающих схожие лозунги).
По отношению к обществу политические партии выполняют роль агентов политического контроля, а их социальная деятельность носит декларативный характер. В результате обеспечивается социальное регулирование политической активности общества и нейтрализуется деятельность возможных конкурентов субъекта социального управления (правящей элиты).
В отношении элитарных сообществ как участников политических отношений применяются методы, связанные с предоставлением возможности политической самореализации и включения в сложившуюся систему социального управления (подтверждением тому могут служить последние выборы в Государственную Думу РФ, когда в качестве локомотивов региональных отделений политических партий выступали личности известные, населением узнаваемые, пользовавшиеся доверием и уважением, что дало париям на выборах дополнительное количество голосов).
В качестве объекта политического контроля выступает и политическая элита. Методы контроля здесь связаны, в первую очередь, с процессом ее формирования. Политическая элита формируется путем рекрутирования в нее членов социальных и этнических элит, ориентированных на реализацию социальных интересов и обеспечение социальной стабильности. Претенденты, не соответствующие предъявляемым субъектом контроля (правящей элитой) требованиям, не допускаются к участию в политической жизни. В результате политическая деятельность элитарных сообществ детерминируется условиями политического контроля.
Особенностью политического контроля является его ориентированность не на достижение декларируемых целей политических агентов социального контроля (партий и движений), а на обеспечение социальной стабильности или на мобилизацию общественных настроений. В любом случае общество и общественные формирования выступают в качестве внешней среды, на которую направлено организующее воздействие субъекта (агента) политического контроля.
Процесс осуществления социального контроля вообще и политического в частности неминуемо сопровождается проблемами, которые обусловлены обособленностью участников социальных отношений и наличием у них собственных потребностей. Естественное стремление к удовлетворению индивидуальных потребностей порождает практически неизбежный конфликт интересов субъектов и объектов. Пути разрешения возникающих конфликтов лежат в сфере либо согласования интересов, либо подавления одних интересов другими, либо их игнорирования [1, с. 77].
Нарушение баланса интересов, достигнутого в результате осуществления социального контроля над объектом социального контроля, ведет к изменению социальных возможностей и потребностей участников этих отношений. Проблемы субъектов, возникающие в ходе нарушения баланса интересов, решаются через усиление социального контроля, либо путем усложнения социального контроля. В любом случае решение этих проблем лежит в русле стремления субъектов социального контроля к сохранению статус-кво.
Однако, в зависимости от видовых особенностей социального контроля, применяются различные методы разрешения возникающих социальных противоречий. Имеются свои особенности и у политического контроля. Политический контроль создает проблемы, обусловленные стремлением участников политических отношений к приобретению дополнительных возможностей (статуса, полномочий, привилегий и т. д.). Однако, гарантией приобретения высокого социального статуса одной стороны социальных отношений выступает ограничение социальных возможностей другой стороны.
Кроме того, в процессе осуществления политического контроля возникают проблемы, обусловленные естественно возникающим противоречием между политическими методами социального контроля и социальной реальностью, а также между политическими декларациями и социальными ожиданиями объекта социального контроля. Политическое воздействие осуществляется с целью вызвать у объекта контроля (общества) требуемую реакцию волеизъявления. Решение проблем, возникающих в процессе политического контроля, осложняется неизбежным развитием деполитизации объекта социального контроля в процессе его социальной адаптации.
Политический контроль в отношении членов общества создает проблемы, обусловленные несоответствием между формальным выражением агентами социального контроля его интересов и неформальным выражением ими интересов субъекта социального контроля. Еще Ж.Ж. Руссо отмечал, что «… народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны – он раб, он ничто» [3, с. 281].
Решение социальных проблем, возникающих в процессе политического контроля над обществом, может осуществляться в нескольких направлениях. Во-первых, посредством политических технологий, ориентированных на создание марионеточных партий и дискредитацию конкурентов, применение которых ограничивается уровнем политического доверия общества. Во-вторых, посредством организационного воздействия на участников политического процесса для увеличения или сокращения их политических возможностей (т. н. «административный ресурс»), эффективность которого напрямую зависит от социального потенциала субъекта социального контроля.
В свою очередь, политический контроль в отношении элитарных сообществ создает проблемы, обусловленные их этническими обязательствами и социальными претензиями. Элиты образуются на основе этнических или этно-социальных сообществ, интересы которых они представляют. Политический контроль над элитарными сообществами вынуждает их выполнять роль агентов социального контроля и входить в противоречие с социальными ожиданиями общества.
Решение социальных проблем, возникающих в процессе политического контроля над элитарными сообществами, может также осуществляться в нескольких направлениях. Во-первых, посредством их включения в структуру социального управления, необходимость и возможность которого определяется степенью их общественной поддержки. Во-вторых, посредством формального и неформального ограничения или организационной (а также ресурсной) поддержки их политической деятельности.
В целом было бы неверно рассматривать политический контроль, как, впрочем, и любую другую разновидность социального контроля, только как фактор ограничения и подавления развития общества и его формирований. В процессе совершенствования различных методов социального контроля рано или поздно происходит адаптация объекта к осуществляемому воздействию, и он начинает «вырастать» из установленных рамок. Тогда как социальная адаптация объекта социального контроля формирует у субъекта потребность в выработке новых механизмов воздействия. Происходит взаимное развитие участников социальных, в т. ч. и политических отношений.
Библиографический список
1. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск, 1984.
2. Вебер М. Политические работы (1895-1919). – М., 2003.
3. Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права / В кн. Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре: Трактаты. – М., 1998.
Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 1,23 MБ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.