Информационное обеспечение системы социальной защиты
Кузнецова Е.М.
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия
Информация как фактор, влияющий и во многом определяющий особенности процесса управления, подразумевает наличие у субъекта социального управления адекватной информации о процессах, обуславливающих потребности, поведение и возможности всех участников социальных отношений. Собственно обладание информацией, которая в постиндустриальном обществе приобретает свойства товара и ресурса, определяет и статус участников социальных отношений. В этой связи проблема сбора, хранения, обработки, анализа, применения информации выступает в качестве одной из неотъемлемых функций и задач управления.
Современное управление без применения информационных технологий не может в полной мере обеспечить высокую степень эффективности функционирования своей структуры. Актуальность информационного обеспечения определяется потребностями развития управленческих процессов, необходимостью укрепления социальной сферы, развитием законодательного обеспечения информационных отношений в обществе и оптимизации информационного обеспечения в социальной сфере.
Вопросы информационного обеспечения системы социальной защиты занимают особое место в системе управления, поскольку именно в этой сфере любое поспешное или неверное управленческие решение, принимаемое при недостатке информации, может привести к непредвиденным, зачастую нежелательным последствиям. Важно и то, что граждане, в отношении которых, принимаются эти решения, относятся к категории наиболее незащищенных.
На сегодняшний день распространенной практикой в области информационного обеспечения системы социальной защиты на уровне является ведение нескольких баз данных одновременно в зависимости от форм и мер социальной защиты, предоставляемых гражданам. Формирование, например, базы данных получателей различных видов денежных выплат, базы данных получателей других видов социальной помощи, базы данных льготников и др.
Такой подход позволяет формировать относительно небольшие базы специализированных данных, но не дает целостной картины о системе социальной защиты населения, не исключает возможности принятия ошибочных управленческих решений. Не менее важно и то, что сложно достичь комплексности в подходе к решению социально-экономических проблем как региона в целом, так и отдельного человека, семьи в частности.
В такой ситуации выходом может стать формирование единых банков данных, включающих а) базы данных – полученную информацию, б) базы знаний – правовую информацию. Такие банки данных дают ряд преимуществ и открывают новые возможности в работе с получаемой информацией, во-первых, и клиентами учреждений системы социальной защиты, во-вторых.
Работа с единым банком данных, позволяет анализировать содержащуюся в нем информацию, создавать эффективные адресные программы с учетом анализа социально-экономического положения граждан, осуществлять прогнозирование результатов внедрения этих программ. Наличие базы знаний позволяет уйти от влияния так называемого человеческого фактора при работе с гражданами (например, автоматически появляющаяся на мониторе при заполнении электронного дела правовая информация о наличии льготы у конкретного гражданина исключает возможность непредоставления последней).
Второй не менее важной составляющей системы информационного обеспечения является создание единых сетей, объединяющих все органы и учреждения отрасли в корпоративную сеть. Наличие такой сети позволяет обеспечить обмен информацией и эффективное функционирование банка данных в рамках единого информационного пространства, а также осуществлять электронный документооборот.
Создание корпоративных сетей позволяет оптимизировать процессы принятия управленческих решений и в первую очередь сократить сроки рассмотрения конкретных дел. Кроме того, наличие единых каналов обмена информацией между учреждениями системы социальной защиты повышает возможность предоставления социальных услуг населению по принципу «одного окна». Главное преимущества данного принципа в том, что часть информации, требующейся для принятия управленческого решения, может быть получена посредством функционирования корпоративной компьютерной сети.
Если на региональном уровне необходимость информационного обеспечения через создание единых мультисервисных сетей, объединяющих все органы и учреждения системы социальной защиты в корпоративную сеть, не только видится и признается, но и находит практическое выражение в принятии конкретных мер по созданию таких сетей, то на уровне федеральном, к сожалению, пока таких единых сетей и банков данных нет в системе органов социальной защиты.
Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 376 KБ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.