Социоэкономический контроль управленческих объектов
Е.М.Кузнецова
Социоэкономический контроль осуществим по отношению ко всем видам объектов социального контроля, поскольку он напрямую связан с удовлетворением как индивидуальных, так и групповых потребностей разных уровней.[1] Он осуществляется путем искусственного ограничения ресурсной обеспеченности объектов социоэкономического контроля с целью предотвращения нежелательного поведения и включения их в сложившуюся систему социального управления. Другой вариант контроля заключается в том, что объект, обретающий внешний источник ресурсов развивается в сторону и под влиянием этого внешнего источника.
Важную роль здесь играет наличие необходимых субъекту социоэкономического контроля ресурсов (или возможности их получения) у объектов социального контроля. В любом случае наличие соответствующих ресурсов у участников социальных отношений определяет их характер, а заодно – и характер осуществления социального контроля. Поэтому ресурсы – важнейший параметр социоэкономического контроля, подразумевающий наличие как материальных (например, финансовых или природных), так и нематериальных (например, человеческих и технических) ресурсов, обеспечивающих монополизацию социального превосходства субъектом социального контроля.
Социоэкономический контроль основан на регулировании субъектом контроля ресурсных возможностей объектов этого контроля. Направленность социоэкономического контроля (его условия и задачи) определяется спецификой участия объектов социального контроля в социальных отношениях.
Так, общество опосредованно контролируется путем регулирования социальных выплат (заработной платы, пенсий, пособий и т.д.) и социальных платежей (квартплаты, налогов, сборов и др.), административный аппарат – методами регулирования заработной платы, премирования и денежных взысканий. В свою очередь, элитарные сообщества контролируются путем предоставления источников финансовых ресурсов (формально или неформально) или отстранения от них.
Социальные институты контролируются путем финансового регулирования их деятельности со стороны социальных институтов вышестоящего уровня управления. Что касается экономических институтов, то они контролируются путем предоставления экономических возможностей (формальные или неформальные концессии) или изъятия части прибыли (налоги, акцизы и др.). И, соответственно, контроль глобальных формирований осуществляется путем финансирования их деятельности в целом или отдельных программ (например, взносы США в ООН).
Можно выделить и иные разновидности ресурсного социального контроля, так или иначе влияющие на ресурсные возможности участников социальных отношений. Например, ограничения в поставках энергоносителей или стимулирование «утечки мозгов», сокращающие возможности самостоятельного развития социальных институтов. В любом случае ресурсы обладают непреходящей ценностью, а их владелец обеспечивает себе стабильное положение вне зависимости от внешних обстоятельств. Поэтому фактор наличия или отсутствия ресурсов определяет характер субъект-объектных отношений.
Методы социоэкономического контроля как элемента социального управления представляют собой способы социального управления и регулирования, используемые субъектами социального контроля для достижения поставленных целей. Их содержание обусловлено спецификой решаемых задач. Все методы социального контроля подразумевают вмешательство извне в деятельность объекта социального контроля с целью его коррекции в нужном направлении.
Существует прямая зависимость между видами социоэкономического контроля и сущностью применяемых методов. Объясняется эта зависимость использованием субъектами социоэкономического контроля наиболее доступных возможностей в процессе социального управления, что ведет к унификации применяемых методов. В результате прослеживается закономерная взаимосвязь между видами, формами и методами социоэкономического контроля.
Методы социоэкономического контроля можно классифицировать по двум основаниям удовлетворения базовых потребностей объектов такого контроля:
1) собственно ресурсы – используемые напрямую (предоставление или изъятие ресурсов), а также как симбиоз нескольких методов социального контроля (например, предоставление или отчуждение прав пользования, владения или распоряжения ресурсами);
2) денежные средства – используемые как всеобщий эквивалент при экономическом контроле (предоставление или изъятие денежных средств), а также в результате симбиоза нескольких методов контроля (например, предоставление или отчуждение прав пользования, владения или распоряжения денежными средствами).
Методы социоэкономического контроля в равной мере эффективны по отношению ко всем видам объектов социального контроля.
Общество контролируется методами изъятия и присвоения субъектами социоэкономического контроля общественных ресурсов с последующим перераспределением части изъятого в виде социальных выплат. Изъятие общественных ресурсов позволяет снизить ресурсную самостоятельность общества и повысить уровень социального контроля. Присвоение общественных ресурсов создает ресурсное основание деятельности социальных институтов и служит удовлетворению социальных потребностей институциональных элит. Перераспределение общественных ресурсов осуществляется для удовлетворения минимальных потребностей общества и обеспечения его зависимости от субъектов социального контроля.
Административный аппарат контролируется методами регулирования размера оплаты труда, предоставления специальных льгот, премий и социального обеспечения в старости. Социальная практика свидетельствует, что деятельность административного аппарата социальных институтов государственного и муниципального уровней управления оплачивается гораздо выше, чем деятельность сотрудников иных функциональных подразделений (учителей, врачей, милиционеров и т.д.).[2] Аналогичная ситуация наблюдается и на уровне корпоративного управления, где управленческий персонал крупнейших компаний получает заработную плату несопоставимую с заработной платой рядовых работников. Члену административного аппарата, пишет Ф.Ландберг, «платят колоссальное жалование потому, что занимаемый им пост дает ему возможность причинить огромный ущерб крупным собственникам. … Крупный акционер, кроме всего прочего, хочет, чтобы руководство компании отождествляло себя с ним, свои интересы – с его интересами».[3]
Элитарные сообщества контролируются методами элитарной ассимиляции с таким включением в структуру социальных институтов, которое гарантирует членам элитарных сообществ достаточный уровень реализации их индивидуальных интересов. Выделение обособленных ресурсных источников с возможностью социальной институционализации позволяет ликвидировать естественный конфликт социальных интересов и обеспечить то, что В.Парето называл «циркуляцией элит».
Социальные институты контролируются методами бюджетирования деятельности, казначейского контроля и четкого определения субъектом социального контроля круга ресурсных полномочий.[4] Ресурсный контроль социальных институтов носит формальный характер и направлен на формирование граничных рамок деятельности социальных институтов. Вместе с тем, за деятельностью социальных институтов, независимо от того, к какой разновидности они принадлежат (государственное или муниципальное управление, корпоративные, глобальные и т.д.), всегда стоят интересы возглавляющих их социальных элит и административного аппарата.
Во всех случаях «управляющие имеют большую свободу действий, – пишет Дж.Ю.Стиглиц, – позволяющую им преследовать собственные интересы зачастую в ущерб общественным».[5] Поэтому говорить об осуществлении ресурсного контроля социальными институтами можно лишь по отношению к той сфере, где эта деятельность не затрагивает интересы соответствующих социальных элит и административного аппарата высшего уровня социального управления.
Нарушение баланса интересов, достигнутого в результате осуществления социоэкономического контроля, ведет к изменению социальных возможностей и потребностей участников этих отношений. Проблемы субъектов, возникающие в ходе нарушения баланса интересов, решаются через усиление социоэкономического контроля, либо путем его усложнения.
Специфика социального управления заключается в том, что гарантией удовлетворения ресурсных потребностей одной стороны отношений выступает ограничение такого удовлетворения другой стороны.
В частности, в процессе осуществления ресурсного контроля возникают проблемы, обусловленные стремлением участников социальных отношений к удовлетворению ресурсных потребностей. Такие потребности присущи всем видам участников социальных отношений – от рядовых членов общества до социальных элит и институтов. В зависимости от видовых особенностей социоэкономического контроля, применяются различные методы разрешения возникающих социальных проблем и противоречий.
А. Социоэкономический контроль над обществом создает проблемы, обусловленные естественным стремлением общества к реальному обобществлению социальных ресурсов. Однако такое обобществление неизбежно вызывает качественный рост индивидуальных потребностей в обществе, сопровождающийся усилением социальных претензий (на власть) к субъекту социального управления.
Решение ресурсных проблем, возникающих в процессе социоэкономического контроля над обществом, производится в двух направлениях:
1) изъятие общественных ресурсов посредством методов социального принуждения, применение которых ограничивается степенью социального терпения общества;
2) посредством переориентации общественных интересов на внешние источники ресурсов, что ограничивается степенью общественной привлекательности этих источников.
Б. Социоэкономический контроль над административным аппаратом создает проблемы, обусловленные потребностями, естественно возникающими у административных элит в процессе распоряжения социальными ресурсами. Социальные элиты, находящиеся в функциональной зависимости от административного аппарата социальных институтов, вынуждены удовлетворять завышенные ресурсные потребности его членов.[6]
Решение ресурсных проблем, возникающих в процессе социоэкономического контроля над административным аппаратом, производится в двух направлениях:
1) посредством метода выделения дополнительных ресурсов (реже – возможностей их приобретения), применение которого ограничивается стремлением административного аппарата к экстенсивному развитию;[7]
2) посредством реорганизации, направленной на экономию институциональных ресурсов, проведение которой вызывает неизбежное снижение эффективности работы административного аппарата в период его социальной адаптации.
В. Социоэкономический контроль над элитарными сообществами создает проблемы, обусловленные уровнем их претензий на контроль над социальными ресурсами и той формой этнической организации, которую они олицетворяют. Основная особенность элитарных сообществ заключается в том, что они представляют собой реальную угрозу стабильности социальных отношений.
Решение ресурсных проблем, возникающих в процессе социоэкономического контроля над элитарными сообществами, производится в двух направлениях:
1) посредством выделения им отдельных ресурсных источников, использование которых ограничивается методами социального контроля со стороны его субъекта;
2) посредством их включения в структуру действующих социальных институтов, сопровождающегося обеспечением соответствующего социального статуса и ресурсных полномочий.
Г. Социоэкономический контроль над социальными институтами создает проблемы, обусловленные их ресурсной самодостаточностью в рамках имеющихся социальных полномочий. Институционализация социальных формирований предполагает обязательное наличие самостоятельных ресурсных источников, существенно затрудняющее осуществление социального контроля над ними.
Решение ресурсных проблем, возникающих в процессе социоэкономического контроля над социальными институтами, производится в двух направлениях:
1) посредством мер по обеспечению ресурсной зависимости социальных институтов, ограничиваемых неизбежным ростом социальной ответственности субъектов социального контроля;
2) посредством мер социального контроля ресурсной деятельности социальных институтов, ограничиваемых нормативными рамками такого контроля.
Таким образом, проблемы, присущие всем разновидностям социоэкономического контроля, носят объективный, поддающийся осмыслению, анализу и прогнозу характер. Причины возникновения этих проблем следует искать в сфере распределения общественных ресурсов между участниками социальных отношений. Соответственно их решение находится в плоскости более оптимального перераспределения ресурсных потоков и социоэкономического контроля над ними. И, в любом случае, решение этих проблем лежит в русле стремления субъектов социального контроля к сохранению статус-кво.
[1] См. пирамиду потребностей А.Маслоу.
[2] См.: Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. – М.: Советская Россия, 1991. – С. 267-352.
[3] Ландберг Ф. Богачи и сверхбогачи. – М.: Прогресс, 1971. – С. 482.
[4] Подробнее см.: Мельничук И. Государственный финансовый контроль за государственными и муниципальными предприятиями. – М.: ЮРКНИГА, 2005.
[5] Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – С. 193.
[6] См., напр.: Ландберг Ф. Богачи и сверхбогачи. – М.: Прогресс, 1971. – С. 464-492.
[7] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. – М.: Прогресс, 1989. – С. 13-17.
Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 1,42 MБ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.