Социальная работа: перспективы новой специальности
В 1991 году в Российской Федерации была введена новая для нашей страны специальность – социальный работник. Под социальной работой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом, его различными структурами по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни людей, поддержанию жизнеобеспечения и деятельное существование человека.
Специалистов в этой области готовят сегодня на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе в России, постоянно расширяется. В 1990/91 уч. г. их было 8, сейчас – более 70. Профильная направленность вуза определяет специализацию их выпускников. В настоящее время большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.д.). Ряд вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям.
В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 года до 70-80% населения находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации.
Растет число детей, рождаемых вне брака. Увеличивается количество детей сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей составляет 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны.
Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей –инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек. Растет преступность и, что особенно опасно, число преступлений, совершаемых подростками.
Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальный работник.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко привлекаются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Так, на начало 90-х годов социальной работой в ФРГ занималось более 6000 служб и организаций, годовой оборот этих учреждений составлял 50 млрд. немецких марок, здесь работали более 700 тыс. штатных сотрудников, и 1,5 млн. человек привлекались к работе в качестве добровольцев. Сюда же надо отнести 410 тыс. учреждений самопомощи, которые финансировались частично из бюджета упомянутых учреждений, а частично из других источников. Цифры, приведенные выше, свидетельствуют о том, что в современных условиях в ФРГ значение менеджмента и управления для режима хозяйствования, решения финансово-экономических и организационных задач, а также повышения квалификации руководящих кадров становится особенно актуальным.
В нашем регионе подготовка социальных работников до недавнего времени велась исключительно на базе СПТУ-58. В течение нескольких лет в Омском государственном техническом университете на Факультете гуманитарного образования проводились социологические исследования, основной целью которых было выяснить насколько актуально и необходимо проводить подготовку специалистов по социальной работе на базе вуза.
В 1997 году был произведен первый набор студентов для обучения по специальности “Социальная работа”. Обучение студентов осуществляется как в форме дневного, так и вечернего, заочного, ускоренного отделения. Последняя форма пользуется не меньшей популярностью, чем первая. Это можно объяснить тем, что основная масса работников социальной сферы высшего образования не имеет и, не желая упускать появившейся возможности, стремится его получить, что в дальнейшем может открыть перед ними новые перспективы.
Задача этого начинания заключается в том, чтобы подготовить принципиально нового высокообразованного и высококвалифицированного специалиста – социального работника. Для этого в учебный курс введены специальные дисциплины. Среди них можно выделить экономику социальных служб, менеджмент социальной работы, социальное право. Эти дисциплины помогут сделать будущего специалиста экономически и юридически грамотным. Занятость населения и ее регулирование, социальная статистика, социальная инновация, социальное прогнозирование и проектирование – научат анализировать имеющуюся данные и информацию.
Такие дисциплины как феминология, семьеведение, конфликтология, специальные разделы психологии и педагогики – помогут найти нужный подход к представителю той или иной социально не защищенной группы населения. Как вести себя в конкретной ситуации научит этика социальной работы. Все вышеперечисленные предметы помогут подготовить специалиста высокого уровня, способного ориентироваться в реальной действительности и помогать в этом нуждающимся людям.
Для того чтобы студенты имели конкретное представление о своих будущих профессиональных обязанностях, им представляется возможность прохождения производственной практики в органах государственного и муниципального управления, территориальных органах социальной защиты населения.
О популярности специальности свидетельствует тот факт, что уже несколько лет группы студентов комплектуются как для обучения на бюджетной основе, так и на коммерческой. К сожалению, Комитет по науке и высшей школе и Совет ректоров пока еще недостаточно внимания уделяют вопросам координации деятельности омских вузов по открытию новых специальностей. Положение дел со специальностью “Социальная работа” может служить типичным примером. Так, сегодня обучение по этой специальности уже осуществляют Омский государственный технический университет, Омский государственный университет, Омский государственный педагогический университет, Омский гуманитарный университет.
В ближайшее время планируется открытие этой специальности еще и в Омском государственном аграрном университете. Это в конечном итоге может привести не только к удовлетворению спроса на специалистов данного профиля, но и к перенасыщению рынка труда социальными работниками.
И все же нельзя не отметить, что подготовка специалистов по социальной работе – верный шаг на пути к выведению социальной сферы на более высокий уровень. Огромный интерес к этому начинанию как со стороны омских вузов, так и со стороны абитуриентов подтверждают это, а также свидетельствуют о востребованности специалистов данного профиля.
Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 1,32 MБ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.