Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

УДК 339.166.82(06)
А. АСАУЛ,
профессор, доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РФ
И. малтыз
(Санкт-Петербург)

A.Asaul
professor, doctor of economics,
honored worker of science

I. Maltyz
St. Petersburg

Концепция создания «Центра экономического развития» между Украиной и Северо-западным федеральным округом

THE CONCEPT OF THE CREATION A “CENTER OF ECONOMIC DEVELOPMENT” BETWEEN UKRAINE AND THE NORTH-WEST FEDERAL DISTRICT

На основе анализа межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга и Украины авторы предлагают концепцию создания «Центра экономического развития» между Украиной и Северо-западным федеральным округом. Составными частями которой являются цели целевые задачи, решения которых позволят перейти к установлению долгосрочного межрегионального сотрудничества. Представлены этапы реализации программы  и ожидаемый эффект от создания центра.

Based on the analysis of interregional cooperation between St. Petersburg and Ukraine, the authors propose the concept of the creation a "Center of Economic Development" between Ukraine and the North-West Federal District. The constituent parts of which are the targets, the solution of which will go to establishing a long-term inter-regional cooperation. Stages of implementation and expected impact from the creation of the center.

Российская Федерация и Украина с учетом политических, экономических, географических и исторических факторов являются важнейшими стратегическими партнерами. Развитие российско-украинского межрегионального и приграничного сотрудничества объявлено одним из государственных приоритетов как в Российской Федерации, так и на Украине. Товарооборот между Украиной и Россией в 2011 году впервые в новейшей истории отношений двух стран превысил 50 миллиардов долларов. Президент Украины отметил: «Сегодня межрегиональное сотрудничество - одно из наиболее динамичных и перспективных направлений российско-украинского партнерства, где решения принимаются намного легче, чем на уровне государств... Такой подход к налаживанию эффективных контактов должен быть примером для центральных органов власти». По мнению Президента РФ межрегиональное взаимодействие необходимо превратить в «инструмент долгосрочной политики на пространстве СНГ». Но для этого необходимо совершенствование законодательства, регулирующего внешние связи регионов, в направлении создания правовой базы для продуктивного взаимодействия с партнерами, а также решения проблемы практической реализации заключенных с ними соглашений и договорной дисциплины, расширения границ доступа на рынки товаров, услуг и капиталов.[1] На современном этапе межрегиональные связи российской стороной официально трактуются как фактор противодействия кризисным явлениям в контексте не только совместных действий по нейтрализации кризиса, но и создания новых институтов и механизмов развития.
Санкт-Петербург второй по величине город Российской Федерации. Здесь находятся представительства международных организаций, консульства зарубежных государств, территориальные органы федеральных министерств и ведомств. Санкт-Петербург является центром Северо-Западного федерального округа, находится на четвертом месте по населению в Европе после Лондона. Москвы и Парижа. СЗФО является промышленно ориентированной территорией с развитой инфраструктурой и преобладанием обрабатывающих производств, что определяет его важное конкурентное преимущество. Еще одним конкурентным преимуществом СЗФО является выгодное географическое положение и выход к морю, что способствует развитию внешнеэкономических связей. В последнее время в округе активно создаются совместные сборочные предприятия с ведущими мировыми производителями, в особенности это относится к автомобилестроению. В округе создан мощный автомобилестроительный кластер, который включает такие ведущие мировые бренды как Форд. Тойота. Дженерал  Моторс. Нисан и другие.[2]
Округ обладает довольно высоким туристическим потенциалом. Административный центр округа г. Санкт-Петербург - считается культурной столицей России и является одним из наиболее привлекательных городов для отечественных и иностранных туристов.
Население СЗФО на 1 января 2011 года составляет 13.6 млн. человек, или 9.5% населения Российской Федерации. Почти 50% населения округа проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (соответственно 35.6% и 12.6%). СЗФО характеризуется высоким уровнем урбанизации. На долю городских жителей приходится 83.6% населения округа (77.8% но стране в целом), что является самым высоким показателем среди федеральных округов. СЗФО характеризуется высоким уровнем диференциации в области развития инфраструктуры и освоенности территории. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в СЗФО составляет 45 км на 1тыс. кв. км территории (38 км на 1 тыс. кв. км территории по стране в целом), а густота железнодорожных путей общего пользования 28 км путей на 10 тыс. кв. км территории (50 км путей на 10 тыс. кв. км территории). По плотности автомобильных и железных дорог СЗФО занимает 4-е место, после Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов.
Если рассмотреть показатели плотности населения, а также плотность автомобильных и железных дорог по субъектам РФ, входящим в СЗФО, явным лидером по данным показателям является г. Санкт-Петербург.
В структуре экономики СЗФО преобладает промышленность, что в купе с наличием мощной минерально-сырьевой базы во многом определяет его инвестиционный потенциал. На долю базовых  видов экономической деятельности («добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды») приходится 33.2% в ВРП СЗФО (31% по РФ в целом). По доле промышленности СЗФО занимает четвертое место в РФ после Уральского. Приволжского и Сибирского федеральных округов. В структуре промышленности СЗФО преобладают обрабатывающие производства. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП составляет 21.5%. Это самый высокий показатель среди федеральных округов. Наиболее развитыми отраслями промышленности СЗФО являются: машиностроение, металлургия, химия и деревообработка.
В СЗФО также хорошо развито машиностроение. Здесь расположены крупнейшие российские судостроительные компании, в числе которых: Севмашпредприятие, Балтийский завод, Адмиралтейские верфи и др. Здесь же работают  предприятия  ведущей энергомашиностроительной корпорации «Силовые машины». В последние годы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сформирован мощный автомобилестроительный кластер.[3] На долю СЗФО приходится около 10% суммарного объема ВРП России. Наибольший вклад в формирование ВРП округа вносит Санкт-Петербург (43.3%). По итогам 2010 года индекс промышленного производства в СЗФО составил 108.8%. что выше общероссийского уровня (108.2%).
По итогам 2010 года объем работ по виду деятельности «Строительство» в СЗФО составил 589.1 млрд. руб., или 14% от общероссийского объема. Среди субъектов РФ, входящих в СЗФО, явным лидером по данному показателю является Санкт-Петербург. Оборот розничной торговли в СЗФО в 2010 году составил 1544.2 млрд. руб., что па 5.4% больше, чем в предыдущем году. Темпы роста были выше общероссийских (+ 4.4%). По обороту розничной торговли на одного жителя СЗФО занимает третье место, после Центрального и Уральского федеральных округов. По итогам 2010 года в СЗФО он составил 113.5 тыс. руб. на человека, что близко к общероссийскому уровню (115 тыс. руб. на человека). СЗФО характеризуется довольно высоким уровнем инвестиционной активности. В 2010 году объем инвестиций в основной капитал в СЗФО составил 1049.6 млрд. руб., что на 5.8%) больше, чем в предыдущем году. В целом по стране объем инвестиций в основной капитал вырос на 6%. На долю СЗФО в 2010 году пришлось 11.5% суммарного объема инвестиций в основной капитал РФ.
Лидерами по объем) инвестиций в основной капитал являются Санкт-Петербург и Ленинградская область. На долю этих субъектов РФ приходится соответственно 35.7% и 25.7% суммарного объема инвестиций в основной капитал в СЗФО. Объем инвестиций в основной капитал на одного жителя в СЗФО по итогам 2010 года составил 77.2 тыс. руб., что выше общероссийского уровня (64 тыс. руб. на человека). По этому показателю округ занимает третье место после Уральского и Дальневосточного федерального округа.
Активность иностранных инвесторов в СЗФО также довольно высокая, что отчасти связано с созданием на территории округа сборочных производств с известными мировыми компаниями. По итогам 2010 года в СЗФО поступило 9324.4 млн. $ иностранных инвестиций, или 8.1% к общероссийскому объему. По этому показателю округ занимает второе место после Центрального федерального округа.
Поступление иностранных инвестиций на одного жителя СЗФО в 2010 году составило 685.6 $ (802.8 $ по России в целом). По этому показателю округ занимает третье место после Центрального и Дальневосточного федеральных округов. Лидерами по объему поступивших иностранных инвестиций являются Санкт-Петербург и Вологодская область.
По итогам 2010 года суммарные доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, входящих в СЗФО, составили 758.5 млрд. руб., или 11.6% от суммарного объема консолидированных бюджетов всех регионов Российской Федерации. Почти 50% суммарных доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, входящих в СЗФО, приходится на Санкт-Петербург. Кроме того, довольно высокие доходы (больше 50млрд руб.) генерируются в Ленинградской, Архангельской и Мурманской областях.
К Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону со стороны Украины всегда проявлялся значительный интерес. Об этом свидетельствуют следующие события: в июле 1993 года состоялось подписание Соглашения о принципах торгово-экономического сотрудничества между Санкт-Петербургом и  г. Николаевом.
В ходе визита 11-12 сентября 1995г. делегации Санкт-Петербурга в Киев было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Министерством внешних экономических связей и торговли Украины. На основе этого соглашения в Санкт-Петербург в конце 1995 - начале 1996 г. было поставлено из Украины 100 тыс. тонн зерна.
В апреле 2000 года подписано соглашение между городской государственной Администрацией г. Севастополя и Администрацией Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве.
В феврале 2001 года подписано соглашение между Администрацией Санкт-Петербурга и Советом министров Автономной Республики Крым о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной областях.
В июне 2002 г. подписан Протокол о сотрудничестве с Донецкой областной государственной администрацией и в ноябре 2002 года подписано Соглашение о сотрудничестве с Одесской городской государственной администрацией.
В мае 2003 года подписаны Соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях между Санкт-Петербургом и Днепропетровской областью, Харьковом и Николаевом.
В 2006 году был подписан Протокол о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга и городским советом г. Львова Украины.
В 2009 году подписана Программа торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества на 2010-2012 гг. между Правительством Санкт-Петербурга и Советом Министров Автономной Республики Крым;
В 2010 году подписана Программа торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества на 2010-2012 гг. между Правительством Санкт-Петербурга и Исполнительным комитетом Харьковского городского совета.
Однако, несмотря на предпринимаемые усилия по организации и проведению различных мероприятий необходимо отмстить низкую эффективность практической реализации достигнутых договоренностей, что не соответствует потенциалу реальных возможностей для развития торгово-экономических отношений, укреплению культурных связей. Эту отрицательную тенденцию подтверждают следующие данные.
Доля в общем объеме товарооборота Санкт-Петербурга с Украиной в 2009 году составляла 4%. в 2010 году 1,8%, а в 2011 году всего 1.5%. И это на фоне увеличения товарооборота в целом между Россией и Украиной.
Невысокая эффективность существующего механизма реализации соглашений обусловлена рядом причин:
- отсутствие площадки, на которой на постоянной основе были бы  представлены интересы хозяйствующих субъектов Украины, бизнес-сообществ в Санкт-Петербурге и СЗФО РФ:
- отсутствие специализированных структур по оказанию заинтересованным лицам консалтинговых услуг в сфере хозяйственного права, таможенного оформления, сертификации, аккредитации, налогообложения, хозяйственной деятельности, юридической поддержки и т.д. без чего не возможно уверенное вхождение на рынок другой страны;
- отсутствие информационной поддержки о прибывающих делегациях их целях, результатах встреч;
-  отсутствие систематической постоянной деятельности, направленной на формирование положительного имиджа Украины.
Поэтому существующую систему принятия политических решений предлагается дополнить структурой реализации решений, действующей на постоянной основе. Такой структурой может стать Центр экономического развития.
Основными целями создания Центра являются:
- обеспечение условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации и регионов Украины в вопросах экономического взаимодействия;
- обеспечение организационно-информационной и методической поддержки экспорта-импорта товаров и услуг;
- содействие установлению необходимых контактов для развития производственной кооперации и содействие созданию альянсов между компаниями; содействие установлению кооперационных связей для  производства  конечной продукции;
- содействие формированию центров для  интеграции  в обрабатывающих производствах;
- создание системы комплексной поддержки экспортно-импортной деятельности украинских и российских компаний, включая организацию выставок и ярмарок по направлениям деятельности, упрощение процедур участия в конкурсах и аукционах по госконтрактам;
- развитие площадки для установления контактов предпринимательского сообщества с целью выработки предложений в сфере внешнеэкономической деятельности;
- содействие позиционированию украинских компаний и регионов в России (маркетинг регионов, создание позитивного имиджа);
- создание инфраструктуры юридического обеспечения участия украинских компаний в процедурах разрешения споров (как по вопросам, связанным с доступом на рынки России, так и в связи с применением Украиной мер, ограничивающих доступ на украинский рынок);
- создание информационного портала с целью доведения до предпринимательских кругов актуальной информации о возможностях и условиях торговли и инвестирования на рынках Украины и России на основе объединения информационных ресурсов, министерств и ведомств, органов исполнительной власти  и бизнес-сообществ.
Достижение первоочередных целей деятельности Центра постепенно позволит перейти к установлению долгосрочного межрегионального сотрудничества на основе определения в процессе деятельности приоритетных направлений сотрудничества:
-к подготовке и реализации крупных совместных проектов сотрудничества с участием регионов Украины, субъектов Российской Федерации и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия;
-к стимулированию производственной кооперации, созданию торговых домов;
-к развитию обменов в области культуры, образования, здравоохранения, туризма  и отдыха;
-к созданию представительств регионов Украины в субъектах РФ во взаимодействии с МИД России оказанию государственной поддержки межрегиональным проектам, направленным на развитие отношений регионов Украины и России.
Этапы реализации программы.
Этап 1:
- на уровне уполномоченных органов России и Украины принять решение о создании Центра экономического развития в Санкт-Петербурге;

  1. определить координатора по реализации проекта;
  2. разработать Устав некоммерческой организации в форме  некоммерческого партнерства «Центр экономического развития», провести учредительное собрание с участием заинтересованных структур;

- зарегистрировать организацию.
Этап II:
- организация строительства Центра;
- привлечение финансовых средств с использованием различных схем финансирования для строительства Центра;
- разработка программы функционирования Центра и презентация в Регионах Украины и России;
- создание на базе Центра основной интеграционной площадки для расширения рынка взаимного товарообмена между Регионами Украины и Северо-Западным Федеральным округом Российской Федерации.
Ожидаемый эффект от создания Центра.

  1. Создание  Центра позволит сконцентрировать размещение представительств российских и украинских производителей, дилеров, дистрибьюторов, реализующих продукцию российских и украинских  товаропроизводителей на одной бизнес-площадке, что позволит сократить издержки на продвижение товаров, услуг и будет способствовать  формированию положительного имиджа Украины как надежного партнера, будет способствовать повышению уровня доверия к качеству продукции украинских производителей.
  2. Привлечение в Центр сервисных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности,  юриспруденции, сертификации, бухгалтерии  позволит  мелким  и  средним товаропроизводителям Украины безопасно выходить на рынок в России.
  3. Регионы Украины  получат возможность проводить на площадке центра скоординированные мероприятия по презентации своих возможностей, что позволит достигать более высокого эффекта при снижении издержек, связанных с продвижением товаров и услуг.

4. Работа Центра позволит Регионам, бизнес-объединениям Украины планировать мероприятия по проведению выставок, презентаций, круглых столов. Объединение этих мероприятий с культурными мероприятиями позволит повысить уровень узнаваемости и доверия к партнерам с Украины. Будет способствовать консолидации бизнес структур, осознающих положительный эффект от проведения совместных мероприятий, формирующих положительный имидж Украины.


[1] Подробно см. Асаул А.Н. Интеграция Украины и России в рамках единого экономического пространства: проблемы, реалии и перспектива // Научные труды Вольного экономического общества России. 2009. Т.108. –С. 150-158

[2]  Подробно см. Асаул А.Н. Кластерная форма организации экономики как альтернатива отраслевой // Выступление  на «XVII Международном Конгрессе по региональному развитию «Новые модели экономического роста»: Федерация Малайзия,г. Куала-Лумпур -2012

[3] Подробнее см. Асаул А.Н. Перспективы кластерной организации предпринимательской деятельности в России // Вестник гражданских инженеров. -2012. -№ 3(32).

 

 

Объявления