Динамическая модель стратегического плана (на примере анализа инфраструктуры Санкт-Петербурга)
1Department of managment…, Facultyof economy of managment,
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,
Vtoraja Krasnoarmejskaja ul. 4, St. Petersburg, 190005, Russia,
E-mail: Petrov_2000@Rambler.ru,
Tel. +7(911)9408115.
2Professor of business economy and innovations chair
Professor, Doctor of Economics,
Honoured Science Worker of Russia,
Honoured Builder of Russia,
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,
Vtoraja Krasnoarmejskaja ul. 4, St. Petersburg, 190005, Russia,
E-mail: asaul@yandex.ru
Tel. +7(921)9319613
Аннотация Abstract: Решение экономических и социальных проблем является приоритетным направлением в развитии Санкт-Петербурга. Современная практика управления в качестве эффективного метода решения подобных проблем предлагает использовать стратегическое планирование.Стратегический план позволяет осуществлять баланс между рыночным регулированием регионального рынка Санкт-Петербурга и жесткой системой централизованного планирования. Он позволяет сформулировать стратегические цели и задачи социально-экономического развития города, использовать экономические рычаги и стимулы в принятии решений, выбирать альтернативные варианты развития, эффективно работать в рыночной экономике. Предлагаемый подход разработки стратегических планов основан на детальной проработки вопросов развития энергетической и инженерной инфраструктуры. Поскольку полное решение инфраструктурных проблем – единственно возможная мера для дальнейшего развития мегаполиса. Анализ развития инфраструктуры Санкт-Петербурга во времени (динамика) становится основой для утверждения проектов планировок территорий, стратегий социально-экономического развития. В статье предлагается в процессе разработки стратегических планов развития энергетической и инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга применить динамические модели с использованием информационных технологий, которые являются частью системы поддержки принятия стратегических решений, в том числе и на имитационной стадии. Используемая методология позволяет разработать не только эффективную программу действий, но и конкретную адресную программу строительства объектов энергетической и инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга, что создаст главное условие функционирование Санкт-Петербурга - устойчивость энергетической и инженерной системы.
Ключевые слова Keywords: стратегический план, инфраструктура, динамическая модель, инфраструктурный подход, имитационная модель, итерация, динамический сценарий.
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ
СП- Стратегическое планирование
Гкал/час - единицы измерения тепловой мощности
ГРС – газораспределительные станции
КОС - канализационные очистные сооружения
ТЭЦ – теплоэлектроцентраль
INTRODUCTION
История территориального стратегического планирования в России берет начало с 1997 года, когда был разработан первый в Российской Федерации Стратегический план Санкт-Петербурга. До апреля 2003 г. Санкт-Петербург оставался единственным из 12 крупнейших городов страны, доведшим до конца разработку стратегии своего развития. Элементы стратегического планирования использовали на начало 2001 г. более 200 городов нашей страны. Именно тогда было выявлено, что систематически недооценивается общественное участие и активизация общественных структур (местного сообщества), а определение миссии, целей проводятся формально и непрофессионально [1].
Предыдущий опыт советского времени мешал усвоению простой мысли – время команд прошло, а наступило время сотворчества и реализовано будет только то, что отвечает интересам городского сообщества и включено в Стратегический план после консультаций и переговоров, т.е. разработано в процессе профессионального и общественного обсуждения проектов государственной политики Санкт-Петербурга в наиболее важных сферах жизнедеятельности города [2].
В 2004 году в Санкт-Петербурге началась масштабная работа по формированию новой системы государственного планирования. Она принципиально отличалась тем, что предполагала замену пассивного подхода – планирования от достигнутого уровня, к детальному обоснованию и увязке затрат и результатов, к определению четких обязательств органов государственной власти перед населением, предприятиями и организациями города, достижение которых обеспеченно ресурсами. Новая система государственного планирования была сформирована на основе результатов разработки и реализации Стратегического плана Санкт-Петербурга, принятого в 1997 году, а также других важнейших городских программных документов. Подведение итогов Стратегического плана, а также накопленный в ходе его реализации и мониторинга опыт позволили на практике осуществить переход к формированию новой системы государственного планирования в Санкт-Петербурге [3]. Одним из важнейших этапов этой работы стала организация профессионального и общественного обсуждения проектов государственной политики Санкт-Петербурга в наиболее важных областях и сферах жизнедеятельности города [4].
В обсуждении Стратегии развития Санкт-Петербурга (2013 г.) приняли участие в общей сложности более 700 человек, представляющие практически все сферы и отрасли экономики и социальной сферы города. все обоснованные и конкретные материалы, содержащие подобные предложения, учитывались разработчиками плана в дальнейшей работе по совершенствованию рабочих документов [5].
Но жизнь движется вперед. Роль человека, составляющего основу инновационной экономики изменилась. Логика предложений, прописанных в новой Стратегии (2014 г.), концентрировалась на устойчивости энергетической и инженерной инфраструктуры. Инфраструктурные проблемы уже давно стали одним из факторов, которые в наибольшей степени снижают темпы устойчивого развития Санкт-Петербурга [6]. И степень их влияния можно анализировать через динамическую модель (зависимость показателей во времени) стратегического плана развития Санкт-Петербурга.
METHODS
Методологическим базисом исследования настоящей работы послужили работы зарубежных и отечественных экономистов, изучающих проблемы стратегического планирования развития мегаполисов, а также результаты исследования научных школ Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета: «Методологические проблемы эффективности инвестиционно-строительной деятельности в непроизводственной сфере» [7], «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и саморегулируемой системы» [8]. Основными методами исследования являлись системный [9], ситуационный анализ и экспертный [10] анализ.
Для процесса формирования используется традиционные модели BCG, GE/McKinsey, матрица ADL и др.
Анализ и оценивание (исследование) множества сценариев, стратегических альтернатив развития энергетической и инженерной инфраструктуры, выполнено с помощью инструментов:
- метод когнитивных карт, для выявления структуры причинных связей между составляющими проблемы, деревья решений;
- экспертные оценки, для обработки накопленных эвристических знаний для решения задачи;
- ситуационной подход и методы сценариев, для эвристического предложения различных вариантов действий;
Выбор альтернатив по результатам исследования выполнен с помощью итерационных имитационно-оптимизационных процедур.
THE MAIN PART
Анализ состояния и выявление особенностей функционирования энергетической и инженерной инфраструктуры города
Для организации процесса эффективного стратегического планирования, особенно составляя долгосрочный план строительства жилья, объектов общественно-делового назначения города необходим динамический анализ потребностей в мощностях и технического состояния основного оборудования инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга. Динамика основных показателей систем энергетической и инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга представлена в табл. 1
Таблица 1
Динамика основных показателей развития систем энергетической и инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Прирост тепловых нагрузок по годам, Гкал/час |
562,1 |
572,6 |
588,2 |
615,6 |
642,7 |
|
Прирост установленной мощности (по котельным) с учетом мощности выводимого оборудования по годам, Гкал/час |
31,5 |
526,7 |
332,0 |
152,4 |
122,9 |
|
Прирост установленной мощности (по ТЭЦ) с учетом мощности выводимого оборудования по годам, Гкал/час |
-256,0 |
184,0 |
880,0 |
0,0 |
672,0 |
|
Прирост объемов водопотребления по годам, |
34,7 |
35,7 |
37,3 |
38,8 |
39,6 |
|
Изменение приведенной производительности головных сооружений системы водоснабжения |
0,0 |
21,0 |
0,0 |
-18,0 |
-41,0 |
|
Прирост объемов водоотведения по годам, |
34,8 |
35,6 |
37,4 |
38,9 |
39,7 |
|
Прирост приведенной производительности КОС |
0,0 |
202,5 |
0,0 |
52,4 |
239,0 |
|
Объем бытовых отходов, тыс.куб.м в год |
10848 |
11312 |
11774 |
12236 |
12700 |
|
Объем переработки, тыс.куб.м (тыс.т) в год |
- |
- |
2300 |
2200 |
4300 |
Здесь необходимо назвать основные особенности функционирования энергетической и инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга [11]:
состояние системы водоснабжения Санкт-Петербурга обеспечивает текущие нужды водоснабжения всех категорий потребителей. Резерв по производительности водопроводных станций составляет 92 тыс. куб. м в сут.
строительство новых и реконструкция существующих локальных источников теплоснабжения в районах, где технически невозможно или нерационально осуществление централизованного теплоснабжения потребителей;
строительство новых ТЭЦ, имеющих в составе парогазовые и газотурбинные установки, в районах, испытывающих дефицит электрической мощности;
cвязь электрической сети 110 кВ с внешней электрической сетью ослаблена вследствие построения электрической сети 330 кВ по линейной схеме;
- электрическая сеть Санкт-Петербурга разделена по территориально-производственному признаку на шесть зон. В Северо-Западной, Центральной, Восточной и Юго-Западной территориально-производственных зонах обеспечены требуемые показатели надежности за счет кольцевания;
масштабное внедрение энергосбережения в жилищном фонде, коммунальном комплексе и промышленности Санкт-Петербурга.
Все это свидетельствуют о снижении устойчивости энергетической и инженерной инфраструктуры города.
Разработка стратегического плана развития энергетической и инженерной инфраструктуры
Для реализации основной цели градостроительного развития - развития городской инфраструктуры и улучшение городской среды, выбирается вариант стратегии развития инженерной инфраструктуры и улучшения городской среды, включающий формирование конкретных программ и проектов развития [11].
Процесс планирования развития энергетической и инженерной инфраструктуры основан на учете внешних (условия конкуренции, рынок, технологи и др.) и внутренних изменений (организационные, компетентностные и др.) и включает три стадии: разработка, реализация и оценка результата стратегического планирования (рис. 1).
Рис. 1. Система стратегического планирования развития энергетической и инженерной инфраструктуры
Стадия разработки стратегических планов включает четыре этапа: подготовительный, аналитический, разработки и согласования (рис. 2):
Рис. 2. Этапы разработки стратегического плана
В основу современного состояния социально-экономического развития города положен инфраструктурный подход, в рамках которого выделен ряд ключевых инфраструктур - коммунальные, транспортные и энергетические. Работа проводится с целью определения потребности в них и насколько экономика способна удовлетворить эти потребности. На основе полученных результатов разработаны возможные сценарии (варианты) будущего развития города и проведен их SWOT-анализ (анализ сильных, слабых сторон, угроз и возможностей). Сценарии развития проходят апробацию на комплексной имитационной модели развития.
Для объективности решений привлекает широкий круг экспертов, которые давали профессиональную оценку материалам, подготовленным группой планирования. После публичного обсуждения и устранения замечаний Стратегический план утверждается.
Основные этапы реализации стратегического плана представлены на рис. 3. Результатами этой деятельности является реальные показатели деятельности.
Рис. 3. Этапы выполнения стратегического плана Санкт-Петербурга
Рис. 3. Этапы выполнения стратегического плана Санкт-Петербурга
Результатом является готовые объекты энергетической и инженерной инфраструктуры и реальные показатели реализаций намеченных направлений [13].
Полезный опыт уточнения и корректировки стратегического плана развития на основе динамической модели стратегического планирования
Стратегический план Санкт-Петербурга принят 1 декабря 1997 года и был первым в Российской Федерации. Главная цель его: формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства. Эта формула не только конкретизирует цель, но и включает указание на основные пути ее достижения - интеграцию в мировую и российскую экономику и улучшение городской среды и социального климата. Но без развитой энергетической и инженерной инфраструктуры эту цель не достигнуть.
Для успешного развития энергетической и инженерной инфраструктуры Стратегическим планом предусмотрено:
- Обеспечить бесперебойную, надежную и безопасную работу энергетического комплекса города: реконструкция и модернизация энергетических систем города; развитие автономных систем теплоснабжения; развитие электрических сетей; совершенствование систем газоснабжения; улучшение освещения Санкт-Петербурга.
- Обеспечить бесперебойную подачу воды потребителям и повысить качество питьевой воды для населения (модернизация водоочистных сооружений).
- Улучшить очистку канализационных стоков.
- Сформировать региональный энергетический рынок и усилить контроль за деятельностью организаций – естественных монополистов
- Уменьшить удельное потребление энергетических и водных ресурсов
Собранная детальная информация о ходе реализации каждой из 211 мер Стратегического плана (анализ зависимости показателей во времени) свидетельствует о том, что значительная группа перечисленных мер (25%) не была выполнены [14].
Для устойчивого обеспечения населения, социальной сферы и экономики энергией, энергоносителями, коммунальными ресурсами, учитывая результаты динамического моделирования развития энергетической и инженерной инфраструктуры, необходимо:
- последовательное и сбалансированное осуществление политики комплексного развития городской энергетики и коммунальной инфраструктуры;
- масштабное внедрение энергосбережения.
Для успешного развития энергетической и инженерной инфраструктуры, на основе анализа зависимости этих показателей во времени, новой Стратегией развития Санкт-Петербурга предусмотрена реализация комплекса мер по направлениям [15]:
- обеспечение надежного электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и газоснабжения объектов жилищного фонда, объектов социального назначения, промышленных и коммунальных объектов, объектов транспортной инфраструктуры;
- развитие существующих и новых головных источников, магистральных и распределительных сетей систем централизованного обеспечения энергией водой и природным газом, обеспечивающих максимальную энергетическую эффективность, гарантированное качество и надежность обеспечения потребителей Санкт-Петербурга энергией и коммунальными ресурсами;
- ресурсное обеспечение электрической энергией и мощностью должно достигаться за счет согласованного развития электрической сети с техническим перевооружением и расширением ТЭЦ, проводимыми на базе ввода в эксплуатацию высокоэффективного электрогенерирующего оборудования, включая:
- ввод в эксплуатацию высокоэффективного электрогенерирующего оборудования в составе парогазовых, паротурбинных и газотурбинных установок;
- строительство новых опорных подстанций напряжением 330 кВ и выполнение реконструкции и технического перевооружения действующих системообразующих электросетевых объектов;
- строительство новых и реконструкция действующих распределительных электрических сетей и ПС напряжением 110 кВ.
В части развития систем теплоснабжения предусматривается: обеспечение согласованного развития тепловых сетей от котельных мощностью более 50 Гкал/ч при их реконструкции с выводом из работы морально устаревшего и физически изношенного оборудования (преимущественно до 2020 года); строительство новых ТЭЦ, имеющих в составе парогазовые и газотурбинные установки, в районах, испытывающих дефицит электрической мощности; строительство новых и реконструкция существующих локальных источников теплоснабжения в районах, где технически невозможно или нерационально осуществление централизованного теплоснабжения потребителей; секционирование и кольцевание тепловых сетей и коллекторов сетевой воды источников теплоснабжения в целях повышения надежности теплоснабжения.
Для устойчивого обеспечения потребностей в питьевой и технической воде должно осуществляться: увеличение суммарной производительности действующих водозаборных сооружений и водопроводных станций до 3 млн. 733 тыс. куб. м воды питьевого качества в сутки к 2015 году с учетом существующих и перспективных потребностей потребителей Санкт-Петербурга; строительство новых и реконструкция действующих водопроводных повысительных насосных станций; реконструкция существующих и строительство новых водоводов достаточной пропускной способности; строительство водоводов-перемычек между зонами водопроводных станций, позволяющих перераспределять нагрузку в аварийных ситуациях; перекладка к 2015 году всех водоводов, построенных из железобетонных труб; реконструкция к 2020 году с внутренней облицовкой и перекладка аварийных участков водопроводных сетей, построенных из стальных труб; реконструкция к 2025 году водопроводных сетей, построенных из чугунных труб, находящихся в изношенном состоянии.
В части системы водоотведения должны быть выполнены: реконструкция существующих и строительство новых тоннельных коллекторов достаточной пропускной способности; реализация программы повышения надежности тоннельных коллекторов; завершение строительства главного канализационного коллектора Северной части Санкт-Петербурга (до 2020 года); прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы за счет реализации программы переключения прямых выпусков (до 2020 года); строительство новых и реконструкция с применением современных технологий существующих канализационных сетей с восстановлением их герметичности и пропускной способности; строительство систем регулирования поверхностного стока с поэтапным приемом на очистку поверхностных стоков в районах с раздельной системой канализации; строительство завода по сжиганию осадка на канализационных очистных сооружениях пос. Металлострой, утилизация всего объема осадков сточных вод путем сжигания к 2015 году; внедрение оборудования для обеззараживания сточных вод (до 2020 года).
В части системы газоснабжения должны быть выполнены: расширение зоны охвата территории Санкт-Петербурга газораспределительными сетями для подачи газа в перспективные районы застройки и для перевода на газовое топливо всех существующих негазифицированных потребителей; строительство головных источников системы газоснабжения - ГРС для обеспечения приростов газопотребления и повышения надежности системы газоснабжения, в том числе строительство отдельных ГРС для газоснабжения новых ТЭЦ; повышение надежности и стабильности работы системы газоснабжения Санкт-Петербурга за счет дополнительного кольцевания газораспределительных сетей, строительства на территории Санкт-Петербурга новых источников системы газоснабжения – газорегуляторные пункты высокого давления.
Масштабное внедрение энергосбережения в жилищном фонде, коммунальном комплексе и промышленности Санкт-Петербурга. Требуется снижение негативного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду Санкт-Петербурга.
Реализация вышеуказанных направлений развития систем коммунальной инфраструктуры и энергетики Санкт-Петербурга позволит достичь к 2030 году результатов: степень соответствия систем коммунальной инфраструктуры и энергетики существующим нормативам составит 100%; степень удовлетворенности населения уровнем жилищно-коммунального обслуживания составит не менее 90% от числа опрошенных; трансформаторная мощность сети 110 кВ увеличится до 21 356,0 МВА; установленная тепловая мощность источников теплоснабжения составит не менее 31 003,2 Гкал/час; производительность головных сооружений системы водоснабжения составит 2 800,0 куб.м/сут.; производительность системы водоотведения достигнет 2 444,5 куб.м/сут.
Заключение
Динамическая модель развития энергетической и инженерной инфраструктуры, заложенная в основу стратегического планирования, представляет собой сложный итерационный процесс, основными этапами которого являются:
- мониторинг и анализ основных показателей деятельности на основе интеграции данных из различных источников;
- стратегический анализ внутренней и внешней среды региона;
- определение целей и миссии регионального развития с учетом предпочтений инженерной инфраструктуры;
- генерация стратегических альтернатив;
- динамический сценарный анализ на основе возможностей развития энергетической и инженерной инфраструктуры;
- выбор стратегической альтернативы;
- реализация стратегических и оперативных планов по основным
- функциональным составляющим экономики региона.
- корректировка и уточнение планов с учетом динамики изменений в развитии Санкт-Петербурга.
Содержание основных этапов стратегического планирования реализуется на основе итерационных процедур при активном взаимодействии разработчиков, экспертов. Организация профессионального и общественного обсуждения наиболее важных аспектов Стратегии позволяет на практике осуществить переход к формированию новой системы государственного планирования в Санкт-Петербурге.
CONCLUSIONS
- Актуальные потребности градостроительного развития города предполагают оперативное внесение изменений в стратегический план развития Санкт-Петербурга в части, планировочной структуры, состава и размещения объектов энергетической и инженерной и транспортной инфраструктуры.
- Анализ развития энергетической и инженерной инфраструктуры во времени (динамика) позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в стратегический план развития Санкт-Петербурга в части устранения несоответствия состава и мощности энергетических и инженерных объектов изменившимся потребностям города в связи с развитием социальной структуры и экономическими условиями.
- Разработанная динамическая модель стратегического планирования, основанная на реализации определенного сценария с учетом конкретных условий внешней среды, позволяет одновременно видеть общую перспективу и четко различать детали.
- Локальные изменения в реализации план стратегического развития Санкт-Петербурга требуют итерационно внесения соответствующих изменений Стратегии развития Санкт-Петербурга (до 2030 г.).
ACKNOWLEDGEMENTS
Статья подготовлена в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда № 13-02-00065 «Исследование инвестиционно-строительного комплекса: теоретические, методологические и практические аспекты».
REFERENCES
1. Асаул А.Н. Генеральный план как инвестиционный проект развития города // Экономика строительства. – 1999. - № 4. – С 14.
2. Асаул А.Н. Основные приоритеты стратегии развития Санкт-Петербурга в инвестиционной сфере // Экономическое возрождение России. – 2005. - № 2. – С.3-8.
3. Ершова С.А., Орловская Т.Н. Взаимосвязь территориального планирования и стратегического развития транспортного комплекса в Санкт-Петербурге // Вестник гражданских инженеров. – 2012. - № 6 (35). – С.217-221.
4. Каплан Л.М. Концептуальные подходы к разработке нового плана комплексной застройки Санкт-Петербурга // Вестник гражданских инженеров. – 2012. - № 3 (32). – С.258-264.
5. Eršova, S., K. Malinina, 2013. Investment Management During Creation of Comfortable Environment in a Megapolis. World Applied Sciences Journal, 23 (Problems of Architecture and Construction), pp.5-8.
6. Petrov, A. and I. Drozdova, 2013. Organizational-Economic Mechanism of Energy Resources Saving Control in Municipal Housing Economy. World Applied Sciences Journal, 23 (Problems of Architecture and Construction), pp: 101-105.
7. Panibratov, Ju. , A. Larionov, 2013. Steady Development of Construction Organization of Housing Profile. World Applied Sciences Journal, 23 (Problems of Architecture and Construction), p. 144-148.
8. Asaul, A. and S. Ivanov, 2013. Structure of Transactional Costs of Business Entities in Construction. World Applied Sciences Journal, 23 (Problems of Architecture and Construction), pp.80-83.
9. Грахов В.П. Формирование функциональных составляющих маркетинг-менеджмента в строительных организациях // Вестник гражданских инженеров. – 2005. - № 3. – С.104-108.
10. Люлин П.Б. Принципы моделирования инвестиционно-строительного комплекса // Вестник гражданских инженеров. – 2014. - № 2 (43).
11. Smirnov E.B., Fedoseev I.V., 2013. Improving Competitiveness of a Construction Company. World Applied Sciences Journal, 23, (11), pp: 1555-1559.
12. Рыбнов Е.И., Асаул М.А. Управление изменениями в организации для сохранения ее экономической устойчивости // Вестник гражданских инженеров. – 2007. - № 4. – С.65-89.
13. Tokunova, G., 2013. Role of Construction Clusters in the Development of the Russian Economy, World Applied Sciences Journal, 23 (6), pp.812-816.
14. Asaul N.A. Founding the building amalgamation and organization Union. Promyshlennoe i Grazhdanskoe Stroitel'stvo. Issue 5, 2003, pp. 22-24