Система оплаты труда в частном образовательном учреждении
Мансуров Р.Е.,
кандидат экономических наук,
Директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)
Аннотация. В данной статье представлен один из возможных вариантов совершенствования системы управления человеческими ресурсами в организации, основной вид коммерческой деятельности, которой являются образовательные услуги в сфере среднего, высшего и дополнительного образования.
Ключевые слова: оплата труда преподавателей, повышение эффективности преподавателей, премирование за результат.
В настоящее время наблюдается достаточно сложная ситуация на рынке образовательных услуг высшего и среднего образования. Прежде всего, это связано с резким снижением количества выпускников школ, в связи с демографическим кризисом начала 90-х годов. В сложившихся условиях коммерческие вузы поставлены в условия жесткой необходимости повышения собственной эффективности. И в качестве одного из важных направлений является повышение эффективности деятельности преподавателей, основанное на совершенствовании оплаты их труда.
Рассмотрение предлагаемого подхода пойдет на примере условного «Института» в целях избегания вопросов конфиденциальности. Итак, ЧОУ ВПО «Институт» является крупным региональным учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов высшего и среднего образования. Некоторое время назад «Институт» столкнулся с проблемами, связанными с «демографической ямой» и в настоящее время ищет пути повышения эффективности своей деятельности. В связи с изменением внешней рыночной ситуации (уменьшение количество выпускников школ) к руководству «Института» пришло осознание, что организация должна меняться. И в качестве важнейшего направления было выбрано повышение эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава за счет механизмов материальной мотивации.
В то же анализ динамики роста средней заработной платы в регионе показал на необходимость повышения фонда оплаты труда. С другой стороны пойти на существенное увеличение затрат на оплату труда институт в настоящее время не может (максимальный размер роста ФОТ составляет 12%). В связи с этим актуальным является совершенствование системы оплаты труда, направленное на повышение результативности и обеспечивающее рост ФОТ в пределах 12%.
В таблице 1 представлена действующая система оплаты труда на примере должности доцента.
Таблица 1
Действующая система оплаты труда на примере должности доцента
№ |
Вид выплат |
Сумма, тыс.руб. |
Примечание |
1 |
Тарифная часть |
15 |
Начисляется в зависимости от занимаемой должности (ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор) |
2 |
Надбавка за ученую степень |
1,5 |
Начисляется при наличии ученой степени. Кандидата наук – 1,5 т.р., доктора наук – 2,5 т.р. |
|
Итого: |
16,5 |
|
Анализ существующей системы оплаты труда показал, что она не мотивирует работника к участию во всех основных направлениях деятельности института: учебно-методической работе, научной работе и учебно-воспитательной работе. Предусматривает начисление заработной платы только с учетом отработанной учебной нагрузки, занимаемой должности и наличия ученой степени.
В целях исправления данных выявленных недостатков была предложена другая система оплаты труда (представлена в таблице 2) [1]. Нетрудно заметить, что превышение ФОТ по предлагаемой системе не превышает 12%.
Таблица 2
Предложенная система оплаты труда на примере должности доцента
№ |
Вид выплат |
Сумма, т.р |
Примечание |
1 |
Тарифная часть |
8,4 |
Начисляется в зависимости от занимаемой должности (ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор) |
2 |
Надбавка за ученую степень |
1,5 |
Начисляется при наличии ученой степени. Кандидата наук – 1,5 т.р., доктора наук – 2,5 т.р. |
3 |
Надбавка за активную научную работу (максимальный коэффициент к тарифной части 0,4) |
3,4 |
Начисляется при условии выполнения показателей (см. табл. 31.9) |
4 |
Надбавка за активную учебно-методическую работу (максимальный коэффициент к тарифной части 0,4) |
3,4 |
Начисляется при условии выполнения показателей (см. табл. 31.10) |
5 |
Надбавка за активную учебно-воспитательную работу (максимальный коэффициент к тарифной части 0,2) |
1,7 |
Начисляется при условии выполнения показателей (см. табл. 31.11) |
|
Итого: |
18,4 |
|
В новой системе предполагается, что от доцента требуется ведение определенной работы по всем основным направлениям деятельности вуза: по научной работе, учебно-методической и учебно-воспитательной работе. При этом разница в коэффициентах показывает неравнозначность этих направлений.
Установление данных показателей будет осуществляться на весь учебный год по итогам работы за предыдущий (см. табл. 3-5) [2].
Таблица 3
Показатели премирования по научной работе
№ |
Наименование показателя |
Целевое значение |
Примечание |
1 |
Подготовка научных статей, монографий, усл.печ.л |
2 |
Для получения максимального коэффициента = 0,4 необходимо выполнить только один любой показатель. Это связано с тем, чтобы полностью «несковывать» деятельность преподавателя, сохранить у него право творческого выбора направлений профессиональной деятельности. Если определенные результаты достигнуты по нескольким показателям в пределах данного направления, то оценка их выполнения осуществляется путем сложения частных от деления фактических и плановых значений (сложение коэффициентов выполнения по каждому показателю в пределах направления). Затем данный коэффициент умножается на максимально возможный по направлению (в данном случае 0,4). Таким образом, при невыполнении вводится понижающий коэффициент, а при перевыполнении повышающий к 0,4 |
2 |
Объем хоздоговорных работ, привлеченный в институт, тыс.руб. |
100 |
|
3 |
Научные конкурсы, гранты |
|
|
|
участие, кол-во |
5 |
|
|
победа в конкурсе или выигрыш гранта, кол-во |
1 |
|
4 |
Подготовка аспирантов |
|
|
|
выполнение учебного плана подготовки по аспирантам, чел |
3 |
|
|
защита аспирантов, чел |
1 |
|
5 |
Научные конкурсы студентов |
|
|
|
участие, кол-во |
7 |
|
|
победа в конкурсе или выигрыш гранта, кол-во |
2 |
|
6 |
Ведение научных кружков, кол-во |
3 |
Следует также отметить, что данные показатели предполагают вознаграждение преподавателя не только за результат (например, за победу в научном конкурсе), но и за простое участие в данных конкурсах. Это сделано в целях поддержания необходимого «творческого настроя» у преподавателей.
Таким образом, предлагаемая система позволит повысить заинтересованность преподавателей в результатах своего труда, обеспечит их вовлечение во все основные сферы деятельности института и в тоже время сохранит за преподавателями возможность больше заниматься той деятельностью, которая им наиболее интересна. С другой стороны увеличение ФОТ в выделенных пределах вместе с увеличением затрат на повышение квалификации преподавателей должно обеспечить рост удовлетворенности работодателей – наших конечных потребителей. Это в свою очередь должно обеспечить рост удовлетворенности покупателей – родителей студентов и потребителей – студентов.
Таблица 4
Показатели премирования по учебно-методической работе
№ |
Наименование показателя |
Целевое значение |
Примечание |
1 |
Подготовка учебно-методических комплексов, учебников, методических указаний и др., усл.печ.л |
2 |
Аналогично выше приведенного направления |
2 |
Конкурсы дипломных работ студентов |
|
|
|
кол-во дипломных работ на конкурс |
7 |
|
|
кол-во победивших дипломных работ |
2 |
|
3 |
Конкурсы на звание лучшего преподавателя |
|
|
|
участие, кол-во |
5 |
|
|
победа в конкурсе, кол-во |
1 |
|
4 |
Использование новых методов в преподавании, кол-во актов внедрения |
2 |
Таблица 5
Показатели премирования по учебно-воспитательное работе
№ |
Наименование показателя |
Целевое значение |
Примечание |
1 |
Вовлечение студентов в общественную жизнь института, кол-во |
7 |
Аналогично предыдущим направлениям, только максимальное значение коэффициента будет равно 0,2 |
2 |
Личное участие в общественных мероприятиях института, кол-во мероприятий |
5 |
Таким образом, внедрение новой системы оплаты труда будет способствовать повышению вовлеченности персонала в деятельность института и обеспечит повышение эффективности их деятельности. Разработанная система оплаты труда обеспечит большую вовлеченность преподавателей в основные направления деятельности института и в тоже время сохранит за ними возможность творчески развиваться больше в какой-то одной, интересной для них сфере. Однако есть вероятность сильного сопротивления персонала новой системе оплаты труда, т.к. при ней необходимо будет работать уже во всех направлениях, а не только в интересных преподавателю. Также есть вероятность за счет внедрения новой системы оплаты труда повысить ФОТ выше предельно допустимого уровня в 12%. Теоретически такую возможность система предоставляет.
Список литературы
1. Мансуров Р.Е. Решебник для HR-директора. Настольное пособие по решению проблем. // Изд-во «LAP LAMBERT Academic Publishing», Saarbrücken, Germany, 2011г. 250 стр. (16 п.л.)
2. Мансуров Р.Е. HR-директор. Практические решения для начинающих руководителей // Изд-во «Вершина», М.: 2009г., 237 стр. (15 п.л.)