Создание эффективной системы повышения квалификации в частном образовательном учреждении
Мансуров Руслан Евгеньевич,
Кандидат экономических наук,
Директор Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права (г.Казань)
Аннотация. В данной статье представлен один из возможных вариантов совершенствования системы управления человеческими ресурсами в частном образовательном учреждении в части повышения эффективности системы повышения квалификации.
Рассмотрим организацию, основной вид коммерческой деятельности, которой являются образовательные услуги в сфере среднего, высшего и дополнительного образования. Чтобы не касаться вопросов конфиденциальности условно назовем эту организацию «Институт». На определенном этапе развития организации руководство почувствовало необходимость создания системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (далее ППС). Несмотря на очевидную необходимость постоянного совершенствования своих знаний преподавателями и наличие в организации формальных требований к повышению квалификации в организации обозначилась четкая необходимость организации систематической работы в этой области.
В качестве основы для разработки такой системы был использован подход, изложенный в статье Озоль С. «Организация обучения в компании» [1]. Согласно нему существует три подхода к организации обучения персонала.
1. Реактивный подход. В рамках этого подхода руководитель либо полностью передает подчиненным принятие решения по участию в обучении, либо передает инициативу в выборе программ обучения, оставляя решение за собой. В этом случае подчиненный самостоятельно ищет информацию и выходит на руководителя с просьбой.
Оценка эффективности обучения в таких компаниях либо не проводится, либо проводится в виде опроса участников на уровне: понравилось / не понравилось.
2. Интуитивный подход. В рамках этого подхода руководитель сравнивает работу своих подчиненных со своими представлениями об эффективных методах работы. Результаты, как правило, звучат так: «Они ничего не умеют!» и «Их надо учить!» Оценка эффективности обучения проводится также на уровне: понравилось / не понравилось. Причем в том случае, когда руководитель формирует свое мнение только на основе отзывов участников образовательной программы, существует опасность получения недостоверной информации, т.к. по завершении обучения сотрудники склонны приуменьшать результаты и значение обучения из-за боязни показаться некомпетентными.
3. Структурированный (комплексный) подход. Такой подход реализуется в компаниях, где обучение персонала выделено в отдельную функцию управления. В таких компаниях, исходя из целей развития, формулируются цели обучения персонала. При этом обучение различных категорий персонала планируется, как правило, на год. Диагностика потребностей в обучении проводится путем опросов руководителей различных уровней и рядовых сотрудников. Оценка эффективности обучения проводится в рамках аттестации персонала на основе заранее сформулированных критериев. Использование структурированного подхода к обучению персонала обеспечивает максимальный контроль со стороны руководства организации за результаты и эффективности обучения.
Было определено из бесед с ректором, проректорами и заведующими ведущих кафедр, что обучение преподавателей в «Институте» основано в большей степени на реактивном подходе. Интуитивный подход развит в значительно меньшей степени. Вместе с тем существует острая необходимость построения комплексной системы повышения квалификации преподавателей, основанной на структурированном подходе.
Анализ ситуации, сложившейся в области повышения квалификации ППС «Института», говорит об отсутствии системного подхода в этой области. В тоже время институт несет значительные затраты на повышение профессионального уровня своих преподавателей. В целом анализ показал следующие основные недостатки существующего подхода к повышению квалификации ППС:
- решения принимаются лично ректором на основе субъективной оценки эффективности того или иного преподавателя и перспективности того или иного направления;
- нет механизма, обеспечивающего постоянное повышение квалификации всего ППС (кто-то повышает квалификацию два раза в год, а кто-то не учится совсем);
- не проводится оценка эффективности обучения в тех или иных образовательных учреждениях;
- не отслеживается применение полученных знаний в образовательном процессе;
- результаты повышения квалификации становятся «личной собственностью» сотрудника, не доводятся до других преподавателей и не используются другими преподавателями в образовательном процессе.
Построение предлагаемой системы базировалось на использовании модели, предложенной в статье Ю.Веретельниковой «Как организовать систему оценки обучения в компании» [2]. Согласно предлагаемому подходу принципы построения системы обучения персонала должны быть следующими (см. рис.1). Однако не всё в данной модели было принято к внедрению в «Институте». Так оценка ROI обучения может быть проведена далеко не по всем видам обучения в виду сложности и неоднозначности оценки полученного эффекта от обучения. Также эта оценка проводится только по значительным (с финансовой точки зрения) программам. На основе данной модели была предложена система организации повышения квалификации преподавателей в «Институте», которая представлена ниже.
Рис.1. Модель построения системы обучения персонала
С учетом выявленных недостатков была предложена система повышения квалификации ППС в «Институте», представленная в таблице 1.
Таблица 1
Система повышения квалификации ППС в «Институте»
№ |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Получатель информации |
Срок |
Документ |
Примечание |
1 |
Подготовка плана повышения квалификации на следующий год |
ЗК |
ГО |
До 1.11.10г. |
План повышения квалификации ППС |
План готовится на основе предложений преподавателей, проверяется заведующими кафедрами на соответствие тематики курса преподаваемым дисциплинам, проводимой научной работе, профессиональным интересам. В плане указывается наименование курса, сроки его проведения, его ориентировочная стоимость (с учетом проезда, проживания и командировочных расходов) и краткое описание получаемых навыков (результатов обучения). План формируется исходя из того, что каждый преподаватель должен пройти повышение квалификации не менее чем 1 раз в два года* |
2 |
Подготовка служебной записки, обосновываю-щей необходимость непрофильного обучение |
П |
Пр |
До 1.11.10г |
Служебная записка |
В случае если преподаватель хочет пройти обучение по курсу не связанному с его преподавательской деятельностью, научной работой или профессиональными интересами, он готовит служебную записку на имя проректора на учебной и/или научной работе (в зависимости от ситуации) с обоснованием необходимости данного обучения |
3 |
Решение по служебным запискам о непрофильном обучении |
Пр |
ГО |
До 15.11.10 |
Служебная записка с решением |
Решение принимается на основе собеседования с преподавателем и с учетом наличия финансирования |
4 |
Подготовка проекта сводного плана повышения квалификации «Института» |
ГО |
Пр |
До 20.11.10 |
Сводный план повышения квалификации на следующий год |
Группа обучения контролирует периодичность включения преподавателей в план, стоимость обучения (сопоставляет с альтернативными возможностями), отслеживает, чтобы обучение осуществлялось в ранее хорошо зарекомендовавших себя организациях. Так же контролирует те курсы, которые могут быть осуществлены собственными силами института |
5 |
Согласование сводного плана |
Пр |
ГО |
До 30.11.10 |
Проректор по учебной работе утверждает сводный план и передает его в ГО |
|
6 |
Включение затрат на обучение в бюджет |
ГО |
ОЭ |
До 30.11.10 |
См.выше |
ГО передает утвержденный план в ОЭ для включения в бюджет на следующий год |
7 |
Утверждение бюджета |
ОЭ |
Р |
До 15.12.10 |
Бюджет в части затрат на обучение |
Ректор утверждает бюджет. При этом предполагается считать данную статью затрат закрытой, т.е. ее снижение возможно только в крайнем случае. |
8 |
Направление на обучение |
ГО |
П |
Согласно плана |
Служебная записка |
ГО направляет преподавателей согласно утвержденного плана на обучение. Выполнение этого плана является обязательным для преподавателя и связано с его премированием. Корректировка сроков обучения возможна только в случае переноса сроков образовательным учреждением или в связи с болезнью преподавателя. |
9 |
Мероприятия после обучения |
П |
Б |
В двух недельн-ый срок после обучения |
Материалы |
Преподаватель обязан сдать материалы, полученные на курсах в библиотеку |
10 |
П |
З |
Семинар |
Преподаватель обязан провести образовательный семинар по итогам своего обучения с лицами, заинтересованными в данной тематике |
||
11 |
П |
ЗК |
УМК, НР |
Преподаватель обязан предоставить изменения в учебно-методические материалы или план научных работ, связанные с его обучением |
||
12 |
П |
ОК |
анкета |
Преподаватель обязан заполнить анкету в ОК по установленному образцу, в котором отражается его мнение по эффективности образовательного курса, процесса обучения, обеспеченности необходимой материальной базой в образовательном центре и т.д. |
Условные обозначения: ЗК – заведующие кафедрами; ГО – группа обучения персонала отдела кадров; П – преподаватель; Пр – проректор (по учебной или научной работе); Р – ректор; ОЭ – отдел экономики; Б – библиотека; З – заинтересованные в тематике курса лица;
* согласно действующему положению повышение квалификации ППС необходимо осуществлять не реже 1 раза в пять лет, однако в «Институте» было принято решение обязать преподавателей повышать свою квалификацию не реже одного раза в 2 года. Это обусловлено выше приведенными результатами проведенного корреляционно-регрессионного анализа, согласно которых повышение квалификации ППС оказывает наиболее существенное влияние на удовлетворенность работодателя. Согласно полученной выше математической зависимости (19) для того чтобы приблизить удовлетворенность работодателя к 90% при том же уровне средней заработной платы и переработки необходимо довести затраты на повышение квалификации ППС до 2,8 тыс.руб/чел (или увеличить примерно в 2,3 раза). Это было осуществлено за счет снижение срока в 2,4 раза периодичности повышения квалификации.
Внедрение новой системы повышения квалификации будет способствовать повышению вовлеченности персонала в деятельность институт. Разработанная система повышения квалификации преподавателей позволит организовать систематическую работу в этой области, обеспечит контроль за целевым использованием средств, обеспечит постоянное повышение квалификации персонала. Однако, есть вероятность, что ряд преподавателей будет недоволен обязанностью добровольно-принудительно повышать квалификацию один раз в два года. Это может вызвать не только явный протест, но и скрытое сопротивление, когда качество приобретенных новых навыков у преподавателя будет крайне низким и институт будет нести лишние финансовые затраты.
Список литературы.
1. Озоль С. Организация обучения в компании – режим доступа http://intservis.ru/article/index.php?dir=9&id=8
2. Веретельникова Ю. Как организовать систему оценки обучения в компании. HRMagazine, №12, 2007