Опыт построения логистической цепочки на малом предприятии
Мансуров Руслан Евгеньевич,
кандидат экономических наук,
Директор Зеленодольского филиала,
доцент кафедры «Маркетинга и экономики»
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)», mansurov@ieml.ru
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению опыта построения эффективной логистической цепочки на малом предприятии, основной деятельностью которого является производство мебели.
Ключевые слова: логистика малого предприятия, логистическая цепочка.
Проблемы построения грамотной логистической цепочки на производственном предприятии в настоящее время исключительно актуальные. Вместе с тем очень мало в настоящее время отечественных предприятий, где логистические процессы были бы действительно отлажены. Еще меньше таких предприятий среди малого и среднего бизнеса.
В данной статье автор хочет поделиться практическим опытом формирования логистической системы управления на предприятии ООО «Слон». Автор был привлечен к данному проекту в качестве консультанта.
Итак, компания ООО «Слон» занимается производством мебели. Компания заключила пробный контракт на поставку в конце текущего месяца 9 шкафов и 8 столов. Компании заказчику очень важно соблюдение договорных сроков, в противном случае она прекратит сотрудничество. Если же сроки со стороны ООО «Слон» будут четко выдержаны, то будет заключен долгосрочный договор с большим объемом заказа в 5 летней перспективе. Заключение этого договора весьма важно для ООО «Слон» с позиций дальнейшего развития. При этом собственник сомневается в возможности соблюдения сроков уже заключенного договора и пригласил Вас в качестве бизнес-консультанта для решения, данного вопроса. В ходе анализа ситуации сложившейся в компании нам удалось выяснить следующее:
1. Компания ООО «Слон» в настоящее время производит только офисные шкафы и столы.
2. Для производства мебели используется: ДСП, шпон, фурнитура и клей.
3. Компания ООО «Слон» заключила три договора на поставку требуемых материалов. Их поставка должна осуществляться в полном объеме в начале месяца. Договорные объемы поставки приведены в табл.1.
Таблица 1
Поставщик |
Поставляемый материал |
Единицы измерения |
Объем поставки в месяц |
ООО «Красный Лесопил» |
ДСП |
м2 |
130 |
ООО «Целлюлозно-бумажный комбинат» |
Шпон |
м2 |
100 |
ООО «Метиз» |
Фурнитура |
кг |
15 |
ООО «Химкомбинат» |
Клей |
литры |
20 |
В последнее время в связи с финансовым кризисом ООО «Красный Лесопил» периодически срывает поставки ДСП в среднем на 20%.
Таким образом, нехитрым расчетным путем получаем следующие данные (см. таблицу 2). Рассматриваем наихудший вариант, при котором ООО «Красный Лесопил» сорвет поставку на 20%.
Таблица 2
|
ед.изм. |
договорная поставка |
реальная поставка |
отклонение |
ДСП |
м2 |
130 |
104 |
-26 |
Шпон |
м2 |
100 |
100 |
0 |
фурнитура |
кг |
15 |
15 |
0 |
клей |
литры |
20 |
20 |
0 |
4. Нормы расхода на производство одного офисного шкафа и стола приведены в табл. 3
Таблица 3
Используемые материалы |
Ед.изм. |
шкаф |
стол |
||
Норма расхода на одно изделие |
Отходы, % |
Норма расхода на одно изделие |
Отходы, % |
||
ДСП |
м2 |
8 |
5 |
3 |
7 |
Шпон |
м2 |
8 |
4 |
3 |
10 |
Фурнитура |
кг |
0,4 |
0 |
0,2 |
0 |
Клей |
литры |
2 |
0 |
1,5 |
0 |
Опять-таки произведя несложные расчеты, получаем количество матрериалов необходимое для производства (см. табл. 4-6).
Таблица 4
Расход материалов на производство шкафов
|
норма расхода |
отходы, % |
требуется на производство одного изделия |
требуется на производство 9 изделий |
ДСП |
8 |
5 |
8,40 |
75,6 |
Шпон |
8 |
4 |
8,32 |
74,88 |
фурнитура |
0,4 |
0 |
0,40 |
3,6 |
клей |
2 |
0 |
2,00 |
18 |
Таблица 5
Расход материалов на производство столов
|
норма расхода |
отходы, % |
требуется на производство одного изделия |
требуется на производство 8 изделий |
ДСП |
3 |
7 |
3,21 |
25,68 |
Шпон |
3 |
10 |
3,30 |
26,4 |
фурнитура |
0,2 |
0 |
0,20 |
1,6 |
клей |
1,5 |
0 |
1,50 |
12 |
Таблица 6
Расход материалов всего на производство
|
ед.изм. |
реальная поставка материалов |
требуется на все производство |
отклонение в материалах |
ДСП |
м2 |
104 |
101,28 |
2,72 |
Шпон |
м2 |
100 |
101,28 |
-1,28 |
фурнитура |
кг |
15 |
5,2 |
9,8 |
клей |
литры |
20 |
30 |
-10 |
По результатам наших расчетов видно, что не хватает 1,28 м2 шпона, 10 литров клея и в тоже время 2,72 м2 ДСП и 9,8 кг фурнитуры останется не востребованным, отвлечет наши ресурсы и будет просто лежать на складе. Ответ на данную проблему очевиден: необходимо так организовать работу с поставщиками, чтобы запасы были минимальными (или их вообще не было) и в тоже время, чтобы материалов хватало для производства. Обычно складской запас, обеспечивающий недельную работу производства считается нормальным.
5. Трудоемкость производство приведена в таблице 7.
Таблица 7
|
ед.изм. |
на 1 изд. |
шкаф |
час/1 изд |
18 |
стол |
час/1 изд |
16 |
Не трудно посчитать, сколько часов необходимо работать рабочим, чтобы произвести необходимый объем работ (см. табл. 8).
Таблица 8
|
ед.изм. |
на 1 изд. |
на весь объем |
шкаф |
час/1 изд |
18 |
162 |
стол |
час/1 изд |
16 |
128 |
итого |
|
|
290 |
А наши 2 плотника работают в режиме неполной рабочей недели (3 дня в неделю), у них 8-часовой режим работы с перерывом на обед (1 час). И получается, что отрабатывают они вдвоем всего 168 часов в месяц. Вывод очевиде – при таком режиме работы заказ вовремя мы не выполним! Необходимо установить режим работы нашим двум плотникам - 5 дней в неделю или 20 дней в месяц по 7 часов. В месяц это составит 280 часов, остающиеся 10 часов они должны будут доработать в выходной.
6. Далее согласно условий подписанного договора компании ООО «Слон» необходимо будет осуществить поставку готовой продукции на склад заказчика. Задача усложняется еще и тем, что принимать готовую мебель заказчик готов не раньше 25 числа, при этом у ООО «Слон» остается всего 6 дней для осуществления поставки.
Компания располагает автомобилем ГАЗЕЛЬ. В нее может поместиться: два шкафа или шкаф и стол или два стола. Расстояние до заказчика составляет 100 км, средняя скорость машины 40 км/час. И еще наш водитель привык ночевать дома.
Итак, у нас 9 шкафов, 8 столов – всего 17 элементов, которые необходимо перевести. Время необходимое на один рейс составляет 2,5 часа (100 км / 40 км/ч), соответственно дорога туда и обратно занимает 5 часов. Очевидно, что если наш водитель будет ночевать дома, то ему на доставку 17 элементов потребуется 17 дней или же он вынужден будет перерабатывать по два часа в день и делать по два рейса. В таком случае он уложится за 17 элементов / 4 элемента увозимые за две поездки = 5 дней.
Другой более логичный вариант предлагается в таблице 9. При этом предполагается, что водитель будет направлен в командировку и переночует в городе заказчика на 1, 3 и 5 день.
Таблица 9
1 день |
т-о-т* |
2 рейса |
2 день |
о-т-о** |
1 рейс |
3 день |
т-о-т |
2 рейса |
4 день |
о-т-о |
1 рейс |
5 день |
т-о-т |
2 рейса |
6 день |
о-т-о |
1 рейс |
*т-о-т – туда-оттуда-туда
**о-т-о – оттуда-туда-оттуда.
Таким образом, производятся расчеты, и организуется производство. Конечно, в нашей примере удалось рассмотреть только один из возможных случаев, и многие другие остались «за кадром». Однако и этот частный пример наглядно показывает как можно с помощью анализа и нехитрых расчетов осуществить оптимальную организацию производства.