Реинжиниринг бизнес-процессов промышленного предприятия
Мансуров Руслан Евгеньевич,
кандидат экономических наук,
Процесс реформирования экономики в России оказался довольно сложным и противоречивым. Ослабление роли государственных институтов выразилось в снижении управляемости экономикой, а попытки изменения системы хозяйствования с помощью «всесильного» рыночного механизма не оправдали себя. Сейчас уже не для кого не секрет, что простого выхода из создавшейся в промышленности кризисной ситуации не существует, наоборот сложившаяся в стране экономическая ситуация предъявляет более жесткие требования к ведению хозяйственной деятельности, а, следовательно, и к системе управления.
Предприятия энергетической отрасли в этом не являются исключением. Специфические особенности ведения хозяйственной деятельности, а также высокая социальная ответственность, возложенная на сотрудников данных предприятий, ставит задачу повышения эффективности управления на новый качественный уровень. Таким образом, в настоящее время настоятельно необходима разработка комплексной системы управления энергетическими предприятиями, основанной на современных научных взглядах и направленной на достижение высокой конкурентоспособности и экономической эффективности данных предприятий [1].
В тоже время энергетический комплекс России переживает глубокий экономический кризис. При строительстве большинства тепловых электрических станций (ТЭС) в советское время экономические, демографические и социальные факторы в расчет не принимались, в отличие от капиталистических стран, где данные факторы служили основой для принятия таких решений. В результате на фоне спада общественного производства генерирующие мощности, которые были построены без учета неблагоприятных макроэкономических условий оказались экономически неэффективными и оказались на грани банкротства. Чтобы выжить в создавшейся ситуации необходимы новые бизнес-идеи, реализация которых невозможна без гибкой системы управления в энергетике. Однако, традиционное функциональное построение системы управления не способно этого обеспечить, ввиду настроенности менеджмента на выполнение своих функциональных обязанностей и совершенной не настроенности работать на результат. При функциональной системе управления работникам практически безразлично, что производить, чем торговать, в каких объемах.
В качестве отрицательных характерных особенностей функционального управления следует выделить:
- формирование группы «экспертов», помощников руководителя, деятельность которых направлена на распределение между сотрудниками исполнение технологических операций;
- формирование группы помощников экспертов, которые не отвечают за общую эффективность деятельности бизнес-системы, а исполняют только те обязанности, которые им поручил руководитель;
- отсутствие или крайнее ослабление горизонтальных связей между подразделениями;
- лавинообразный рост согласований, усложняющих бизнес-процессы;
- вовлечение большого количества работников, никак не влияющих на конечную эффективность бизнес-системы [2].
Крайне низкая управляемость объясняется прежде всего тем, что руководителю необходимо контролировать исполнение всех технологий, а при любых изменениях условий хозяйствования руководитель должен вносить соответствующие коррективы и довести их до исполнителей. В итоге все отвечают за исполнение своих функций, и никто за конечный результат.
Альтернативой функциональному управлению является «процессное управление» или «управление по процессам», суть которого заключается в контроле не технологии, а результатов работы. Ключевым отличием процессного управления от функционального является выделение понятия «бизнес-процесс», как последовательность действий, нацеленная на достижение конечного, измеримого и конкретного результата. Руководитель в этом случае не является функциональным управленцем, он менеджер, заинтересованный в достижении конечного результата. Иными словами в традиционном представлении менеджмент рассматривает объект управления – энергетическую компанию - как совокупность структурных подразделений, интегрированных на основе определенных сфер деятельности по функциональному принципу, при процессно-ориентированном подходе – как совокупность бизнес-процессов. Здесь игнорируются границы между структурными подразделениями, акцент делается на технологию выполнения работ [3].
В общем виде, бизнес-процесс представляет собой совокупность последовательности различных видов деятельности, которая нацелена на достижение конечного, измеримого результата, который представляет ценность для потребителя.
В целом можно выделить основные бизнес-процессы и вспомогательные. К основным следует отнести такие, от качества организации которых зависит поставка энергии потребителям, ее надежность и качественные параметры. К вспомогательным такие, реализация которых необходима исключительно для надлежащего осуществления основных.
Под реинжинирингом бизнес-процессов следует понимать перепроектирование и преобразование, основанное на переосмыслении существующего уклада реализации процессов, нацеленное на достижение конечного положительного результата.
В целом не существует стандартного списка бизнес-процессов и каждая компания должна сама формировать перечень бизнес-процессов, реинжиниринг которых позволит добиться повышения экономической эффективности ее деятельности.
Применительно к энергетическим компаниям нами предлагается следующий определенный аналитическим путем набор основных бизнес-процессов, реинжиниринг которых позволит повысить эффективность системы управления (рис.1).
Рис.1. Основные бизнес-процессы энергетической компании.
Таким образом, можно выделить четыре основных бизнес-процесса, которые представляют ценность для потребителя энергии и определяют экономическую эффективность энергетической компании:
- техническое перевооружение ОПФ;
- энергоремонт;
- снабжение МТР;
- формирование экономически обоснованных издержек производства.
Рассмотрим каждый из выделенных бизнес-процессов подробнее.
1. Техническое перевооружение (табл.1).
Таблица 1.
Существующий механизм реализации мероприятий по техническому перевооружению.
№№ |
|
Исполнитель |
1 |
Ухудшение технико-экономических параметров работы оборудования |
Производственно-технический отдел ТЭС |
2 |
Проверка достоверности снятия параметров работы оборудования |
Служба эксплуатации и ремонта управления |
3 |
Повторные испытания |
Инженерный центр |
4 |
Принятие решения на техническом совете управления о техническом перевооружении данного оборудования |
Технический совет управления |
5 |
Определение достаточности финансовых ресурсов на разработку проекта |
Отдел инвестиций, плановый и финансовый отдел |
6 |
Разработка и согласование проекта технического перевооружения |
Проектный институт |
7 |
Определение достаточности финансовых ресурсов на реализацию проекта |
Отдел инвестиций, плановый и финансовый отдел |
8 |
Включение в план капитального строительства |
Отдел капитального строительства управления |
9 |
Тендер для определения поставщика оборудования |
Тендерная комиссия (отдел инвестиций, отдел капитального строительства управления и ТЭС, производственно-технический отдел ТЭС и пр.) |
9 |
Закупка оборудования |
Подрядная организация, отдел капитального строительства ТЭС |
9 |
Тендер для определения подрядной организации |
Тендерная комиссия (отдел инвестиций, отдел капитального строительства управления и ТЭС, производственно-технический отдел ТЭС и пр.) |
10 |
Монтаж оборудования |
Подрядная организация, отдел капитального строительства ТЭС |
11 |
Акт ввода оборудования |
Комиссия |
Анализ ситуации говорит о неэффективности существующего механизма, связанной с многократным дублированием полномочий, что приводит к не всегда обоснованному затягиванию процесса технического перевооружения. В современных рыночных условиях отсутствие динамичности и гибкости в реализации намеченных мероприятий приводит к потере занятых рыночных позиций. Кроме того, длительность при принятии решений о техническом перевооружении может привести к ситуации, когда эксплуатация действующего оборудования может стать экономически не целесообразной, а затягивание осуществления технического перевооружения привести к моральному старению того оборудования, которое еще планируется установить.
В связи с выше изложенным предлагается следующий реинжиниринг данного бизнес-процесса (табл.2).
Таблица 2.
Механизм реализации мероприятий по техническому перевооружению после реинжиниринга.
№№ |
|
Исполнитель |
1 |
Ухудшение технико-экономических параметров работы оборудования |
Производственно-технический отдел ТЭС |
2 |
Принятие решения о техническом перевооружении данного оборудования с учетом достаточности источника финансирования. Включение в перспективный план капитального строительства |
Расширенный технический совет по техническому перевооружению с привлечением всех заинтересованных сторон |
3 |
Разработка и согласование проекта технического перевооружения |
Проектный институт |
4 |
Тендер для определения поставщика оборудования и подрядной организации |
Тендерная комиссия (отдел инвестиций, отдел капитального строительства управления и ТЭС, производственно-технический отдел ТЭС и пр.) |
5 |
Закупка оборудования |
Подрядная организация, отдел капитального строительства ТЭС |
6 |
Монтаж оборудования |
Подрядная организация, отдел капитального строительства ТЭС |
7 |
Акт ввода оборудования |
Комиссия |
2. Энергоремонт (табл.3).
Таблица 3.
Существующий механизм реализации ремонта основного оборудования.
№№ |
|
Исполнитель |
1 |
Ухудшение технико-экономических параметров работы оборудования |
Производственно-технический отдел ТЭС |
2 |
Формирование плана капитального и текущего ремонта на основе данных об ухудшении параметров работы оборудования или согласно фактической наработки оборудования |
Отдел подготовки и проведения ремонтов ТЭС |
3 |
Согласование плана капитального и текущего ремонта |
Служба эксплуатации и ремонта управления |
4 |
Определение достаточности источника финансирования для осуществления плана ремонта |
Планово-экономический отдел, финансовый отдел |
5 |
Проведение тендера на выполнение ремонтных работ |
Тендерная комиссия (служба эксплуатации и ремонта управления, отдел подготовки и проведения ремонта ТЭС и пр.) |
6 |
Выполнение ремонтных работ |
Специализированные энергоремонтные организации |
7 |
Контроль выполнения ремонтных работ |
отдел подготовки и проведения ремонта ТЭС, цех |
8 |
Прием выполненных ремонтных работ |
отдел подготовки и проведения ремонта ТЭС, цех |
9 |
Контроль параметров работы отремонтированного оборудования |
Производственно-технический отдел ТЭС |
Анализ ситуации также говорит о многократном не всегда оправданном дублировании полномочий. Это приводит к затягиванию ремонтных работ и, как следствие, к экономическим убыткам от простоя оборудования.
В связи с выше изложенным предлагается следующий реинжиниринг данного бизнес-процесса (табл.4).
Таблица 4.
Механизм реализации энергоремонта после реинжиниринга.
№№ |
|
Исполнитель |
1 |
Ухудшение технико-экономических параметров работы оборудования |
Производственно-технический отдел ТЭС |
2 |
Формирование плана капитального и текущего ремонта на основе данных об ухудшении параметров работы оборудования или согласно фактической наработки оборудования |
Отдел подготовки и проведения ремонтов ТЭС |
3 |
Решение о включении в план ремонта с учетом достаточности источника финансирования |
Расширенный технический совет с привлечением всех заинтересованных сторон |
4 |
Проведение тендера на выполнение ремонтных работ |
Тендерная комиссия (служба эксплуатации и ремонта управления, отдел подготовки и проведения ремонта ТЭС и пр.) |
5 |
Выполнение ремонтных работ |
Специализированные энергоремонтные организации |
6 |
Контроль параметров работы отремонтированного оборудования |
Производственно-технический отдел ТЭС |
3. Снабжение МТР (табл.5).
Таблица 5.
Существующий механизм снабжения МТР.
№№ |
|
Исполнитель |
1 |
Формирование потребности в МТР на определенный период |
Цех ТЭС, отдел материально-технического снабжения |
2 |
Проверка сформированной потребности на соответствие выделенному финансированию |
Планово-экономический отдел, финансовый отдел |
3 |
Согласование потребности в МТР на определенный период |
Службы управления |
4 |
Согласование потребности в МТР на определенный период |
Снабжающая организация (дочернее общество энергетической компании) |
5 |
Закупка согласно согласованного плана |
Цех, отдел материально-технического снабжения |
6 |
Использование в производстве |
Цех ТЭС |
Предлагается следующий реинжиниринг данного бизнес-процесса (табл.6).
Таблица 6.
Механизм реализации снабжения МТР после реинжиниринга.
№№ |
|
Исполнитель |
1 |
Формирование потребности в МТР на определенный период с учетом выделенного источника финансирования |
Цех ТЭС |
2 |
Направление плана закупок МТР в снабжающую организацию |
Цех ТЭС |
5 |
Закупка согласно плана, а также корректировка плана закупок |
Снабжающая организация (дочернее общество энергетической компании) |
6 |
Использование в производстве МТР |
Цех ТЭС |
4. Формирование экономически обоснованных издержек производства (табл. 7).
Таблица 7.
Существующий механизм формирования издержек производства.
№№ |
|
Исполнитель |
1 |
Определение потребностей и формирование смет затрат на предстоящий период |
Цех ТЭС, планово-экономический отдел ТЭС |
2 |
Защита смет затрат ТЭС в управлении |
Планово-экономический отдел ТЭС |
3 |
Доведение контрольных цифр для формирования смет затрат до ТЭС |
Планово-экономический отдел управления |
4 |
Приведение в соответствие смет затрат с контрольными цифрами |
планово-экономический отдел ТЭС |
5 |
Корректировки смет затрат в связи с изменением условий хозяйствования |
планово-экономический отдел ТЭС |
6 |
Согласование данных корректировок |
Планово-экономический отдел управления |
7 |
Защита отчета о фактическом исполнении бюджета |
планово-экономический отдел ТЭС |
Предлагается следующий реинжиниринг данного бизнес-процесса (табл.8).
Таблица 8.
Механизм реализации формирования издержек производства после реинжиниринга.
№№ |
|
Исполнитель |
1 |
Доведение контрольных цифр для формирования смет затрат |
Планово-экономический отдел управления |
2 |
Определение потребностей и формирование смет затрат на предстоящий период с учетом выделенного финансирования (контрольные цифры) |
Цех ТЭС, планово-экономический отдел ТЭС |
3 |
Защита отчета о фактическом исполнении бюджета |
планово-экономический отдел ТЭС |
Реинжиниринг данного бизнес-процесса позволит сделать систему управления издержками более гибкой и динамичной, что в свою очередь позволит оперативно реагировать на текущее изменение рыночной ситуации, как следствие, снизить необоснованные затраты.
Таким образом, нами была предпринята попытка выделения основных бизнес-процессов, характерных для энергетической компании. Предложен один из возможных подходов к реинжинирингу данных процессов, реализация которых позволит энергетической компании достичь высокого уровня экономической эффективности и конкурентоспособности вследствие достижения гибкости системы управления. Хочется также отметить, что выделенный набор бизнес-процессов энергетической компании отнюдь не претендует на полноту, наоборот возможно его дополнение и дальнейшая детализация. В целом проведенное исследование дает основание для начала конкретных практических действий в направлении внедрения процессно-ориентированного подхода в энергетических компаниях. Однако следует помнить, что радикальная смена базовых организационных основ энергетической компании предполагает смену и корпоративной культуры, а также многие другие кардинальные изменения в смежных системах. Для реализации чего потребуется определенное время и усилия всего персонала энергетической компании.
Список литературы:
1. Г.Н.Марченко, С.Н.Михайлов, Р.Е.Мансуров Оценка экономической конкурентоспособности энергетических предприятий. Казань.: КГЭУ, 2005г.
2. Н.М.Абдикеев, Т.П.Данико, С.В.Ильдеменов, А.Д.Киселев Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: Эксмо, 2005г.
3. Л.Д.Гительман, Б.Е.Ратников Эффективная энергокомпания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002г.