Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Основные проблемы формирования и эффективного функционирования аграрных ФПГ в России.

Мансуров Руслан Евгеньевич,

кандидат экономических наук,

В статье рассматриваются основные направления формирования и экономически эффективного функционирования аграрных финансово-промышленных групп. Уточнены ключевые направления данной интеграции, выделены четыре основных проблемных блока, мешающие эффективной интеграции, а также даны предложения по их решению.

Ключевые слова: Аграрные ФПГ, проблемы формирования, интеграция

Мировой финансовый кризис коренным образом отразился на всех сферах функционирования АПК страны, вызвав в них развитие и усугубление ряда негативных процессов. Среди наиболее весомых из них резкое падение объемов производства продукции сельского хозяйства и агропромышленности, усугубление крайне тяжелого финансового положения ряда предприятий АПК, неплатежи, неоптимальная структура расчетов, постоянный рост задолженности перед бюджетом и т.д. Вследствие этого многие агропромышленные предприятия в настоящее время встали на грань банкротства.

В сложившейся ситуации актуальным для обеспечения выхода из кризисного состояния, а также  достижения поступательного развития отечественного АПК, необходимо найти пути и механизмы, которые, с одной стороны, поставили бы на службу этому развитию имеющуюся производственную базу, а с другой, позволили бы нейтрализовать негативное влияние внешней финансовой среды.

В антикризисной программе Правительства РФ в числе прочих предусматриваются следующие системные меры поддержки сельского хозяйства и агропромышленного производства:

-  обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли,

-  защита внутренних рынков,

-  стимулирование производства и экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции,

-  стимулирование инвестиционной активности в отрасли [1].

Реализация обозначенных выше направлений весьма эффективно может осуществляться за счет механизмов соединения потенциальных возможностей предприятий АПК с другими хозяйствующими субъектами. При этом, как видно из тезисов «Программы...» в качестве основного направления следует рассматривать интеграцию с банками и прочими финансовыми институтами.

Кроме того, анализ мирового опыта также говорит о перспективности такой интеграции [2,3,4]. Это позволит повысить эффективность организации агропромышленного производства и интенсифицировать его структурные преобразования. Первые практические шаги, предпринятые в этом направлении, свидетельствуют о том, что наиболее реальный способ решения поставленных задач – это формирование финансово-промышленных групп [5].

В настоящей статье предпринята попытка определить основные направления интеграции агропромышленных предприятий с другими хозяйствующими субъектами с целью повышения их экономической эффективности.

На основе проведенного анализ ряда литературных источников [2,3,4,5] можно выделить ряд ключевых направлений интеграции агропромышленных предприятий с другими хозяйствующими субъектами:

-  интеграция с банками и финансовыми институтами;

-  интеграция с поставщиками сырья, материалов, запасных частей;

-  интеграция с НИИ;

-  интеграция с потребителями аналогичного сырья;

-  интеграция с организациями, занимающимися доставкой продукции и продвижением данной продукции на рынок;

-  интеграция с производителями аналогичной продукции.

В результате анализа и систематизации основных проблем [2,3,4,5] повышения экономической эффективности деятельности агропромышленных финансовых групп, нами было выделено четыре основных проблемных блока:

1.  Неэффективность системы управления аграрными ФПГ, несоответствие между формальной (юридической) структурой и реальной структурой принятия управленческих решений;

2.  Отсутствие (или нечеткость) общей стратегии агропромышленной финансовой группы;

3.  Недостаточный уровень финансовых ресурсов в финансово-агропромышленных группах;

4.  Отсутствие государственной поддержки аграрных ФПГ.

Рассмотрим их. В соответствии с действующим законодательством, в рамках любой ФПГ должна быть создана центральная управляющая компания, на которую возлагаются функции по координации действий участников группы. Для реализации данных функций центральная управляющая компания должна быть наделена достаточными полномочиями. Центральная управляющая компания создается на основе системы участия, т.е. объединения активов интегрируемых предприятий. Однако, формируя уставный капитал центральной управляющей компании, участники ФПГ получают взамен вложенных активов пакеты ее акций. В результате структура ФПГ приобретает очертания «холдинга наоборот»: не управляющая компания владеет участниками, а участники ФПГ владеют центральной управляющей компанией (рис. 1).

Рис. 1. Структура классического холдинга и типичной российской аграрной ФПГ.

Таким образом, центральная управляющая компания контролируется участниками группы и не играет руководящей роли. В результате в большинстве организованных по такому принципу аграрных ФПГ наблюдается несоответствие между формальной (юридической) структурой и реальной структурой принятия управленческих решений, а центральная управленческая компания оказывается неспособной установить контроль над участниками группы. Соответственно, участники фактически остаются независимыми, что часто приводит к появлению центробежных тенденций. В таких условиях практически невозможно достижение синергетического эффекта.

Не меньшую угрозу представляет и не совпадение коммерческих интересов участников агропромышленных финансовых групп. Это наблюдается в том случае, когда предприятия-участники работают на собственную, а не на общую прибыль. В таких условиях невозможно проводить согласованную политику в какой-либо сфере деятельности.

Переходя ко второму проблемному блоку, следует отметить, что в качестве основных причин отсутствия общей стратегии выступают:

-  неадекватность структуры собственности, наличие существенных проблем в области централизации управляющих функций и осуществления внутрифирменного контроля;

-  недостаточный уровень квалификации лиц, отвечающих за разработку стратегии, отсутствие специального образования и специфических знаний в области стратегического менеджмента.

Как видно, первая из указанных причин пересекается с уже рассмотренным первым проблемным блоком. Таким образом, как было сказано выше, предприятия-участники фактически остаются независимыми, а ответственность за выработку общей стратегии возлагается на структуру, не обладающую соответствующими полномочиями и ресурсами. В итоге каждого руководителя предприятия-участника приходится убеждать отдельно, чтобы он принял стратегию и начал ее реализовывать. Сочетание данного фактора с частым несовпадением экономических интересов участников аграрных ФПГ приводит к ухудшению качества стратегии.

Переходя к рассмотрению второй причины, следует также отметить, что отсутствие в составе менеджмента предприятий специалистов по стратегическому менеджменту и недостаточный уровень знаний в этой области приводит к тому, что единственной стратегией, действующей в объединении, является стратегия проб и ошибок.

Рассмотрим третий проблемный блок. В настоящее время одним из важнейших условий  развития предприятий АПК является возможность привлечения финансовых средств, как на пополнение оборотного капитала, так и на инвестиции в основное производство. Следовательно, в условиях полного отсутствия централизованного финансирования и ограниченных возможностей государственной поддержки ФПГ особую актуальность приобретают задачи привлечения внебюджетных кредитов и инвестиций. Это в свою очередь осложнено следующими проблемами:

-  организационное построение большинства ФПГ АПК имеет вид «перевернутого холдинга», что является причиной невозможности интеграции управляющих функций и, как следствие, повышает инвестиционные риски;

-  во многих агропромышленных финансовых группах характерно участие небольших финансово-кредитных институтов, ресурсов которых часто недостаточно для существенного кредитования аграрной ФПГ.

Первая из указанных проблем так же пересекается с первым проблемным блоком. «Перевернутая» структура агропромышленного холдинга значительно снижает инвестиционную привлекательность. Отсутствие достаточного уровня внутренней управляемости аграрной ФПГ приводит к высоким кооперационным рискам, сдерживает реинвестирование собственных средств в развитие предприятий-участников, существенно ограничивает возможности предоставления гарантий инвесторам и кредиторам.

Переходя к рассмотрению второй проблемы, следует отметить, что она обусловлена в основном неравномерным и недостаточным развитием банковской системы, несоразмерностью промышленного и банковского капитала во многих регионах РФ. Кроме того, следует обозначить и другие факторы.

Во-первых, кредитная деятельность агропромышленных предприятий в настоящее время весьма рискована. Многие сельскохозяйственные предприятия, а также предприятия пищевой переработки, имеют огромные задолженности и значительные проблемы в сфере платежей. В таких условиях практически невозможно отличить неплатежеспособные предприятия от предприятий, имеющих проблемы с ликвидностью. Также учитывая невысокий гарантийный потенциал многих производителей АПК, недостаток достоверной информации, несовершенство существующих процедур банкротства, банки готовы кредитовать сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой переработки только по высоким процентным ставкам или предоставлять кредиты только хорошо известным им предприятиям. Создание структур финансово-агропромышленных групп могло бы значительно способствовать решению этой проблемы, так как она предусматривает реальные связи между участниками.

Во-вторых, даже если банк имеет достаточные финансовые ресурсы для кредитования агропромышленной финансовой группы, то на объем и условия финансирования  накладывается ряд жестких ограничений, определенных ЦБ РФ, которые близки к западным аналогам, однако в наших условиях они существенно сокращают объем поддержки, которую финансовые институты могут оказать агропромышленным финансовым группам.

Переходя к рассмотрению четвертого проблемного блока, следует отметить, что в числе законодательно установленных мер государственной поддержки ФПГ в РФ значатся инвестиционное кредитование групп и предоставление гарантий. Однако в настоящее время данные меры не нашли своего практического воплощения.

Таким образом, в качестве основы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности, аграрных ФПГ были сформулированы следующие направления:

-  повышение эффективности структуры аграрных ФПГ за счет формирования их по схеме: «классического» холдинга. Это возможно при непосредственном участии в качестве управляющей компании в ФПГ крупного банка, финансового института или промышленного производителя, для которого, например, агропромышленный производитель является поставщиком исходного сырья;

-  повышение качества подготовки и профессиональной переподготовки управленческих кадров агропромышленных предприятий. Реализация дополнительных программ по обучению топ-менеджеров агропромышленных предприятий стратегическому управлению и развитию компаний;

-  внедрение систем стратегического планирования, а также механизмов реализации выбранных стратегий на основе системы сбалансированных показателей;

-  совершенствование кредитной банковской системы, направленной на увеличение доступности кредитных ресурсов для аграрных ФПГ;

-  совершенствование законодательной базы, направленной на поддержку и развитие аграрных ФПГ.

Список литературы:

1.  Доклад на расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства РФ 30 марта 2009 г. "Об итогах работы агропромышленного и лесохозяйственного комплекса в 2008 году…" -  http://www.mcx.ru/news/news/show/3296.195.htm - Сайт Министерства сельского хозяйства РФ.

2.  Агибров Ю.И., Ахметов Р.Г., Петранева Г.А. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК // Изд-во Колос, 2005г.

3.  Килин П.М., Лутфуллин Ю.Р. Эффективность интеграции в молочнопродуктовом подкомплексе Башкортостана // Экономика сельскохозйственных и перерабатывающих предприятий, №7, 2006г.

4.  Дорошенко Ю.А., Земель Е.И., Серикова М.В. Агропромышленная интеграция – основной путь к удвоению ВВП в сельском хозяйстве // Научный журнал КубГАУ, №5, 2004г.

5.   Королев П.Ю. Создание финансовых агропромышленных групп как важнейшее направление совершенствования организационно-экономического механизма АПК // Ученые записки, №2, 2002г.

Объявления