Ресурсный подход к разработке стратегии развития образовательного учреждения
Мансуров Р.Е.,
кандидат экономических наук,
Директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)
Аннотация. В данной статье проведен анализ ресурсов и способностей Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)». В ходе проведенного исследования были выявлены сильные и слабые стороны деятельности ЗФИЭУП в стратегическом контексте, а также даны рекомендации по их усилению.
В настоящее время вопросы стратегического развития являются исключительно актуальными. Динамизм развития внешнего окружения заставляет отечественные организации перенимать и использовать передовые западные подходы к стратегическому планированию. И в этом плане учреждения образования не являются исключением, наоборот предлагаемые подходы позволят существенно усилить работу по стратегическому планированию. Особенно применительно к деятельности частных образовательных учреждений.
Итак, начнем с выделения стратегических вопросов Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань) (далее ЗФИЭУП).
1) Стратегические вопросы ЗФИЭУП.
1. На каких образовательных программах (ВПО, СПО, бизнес-образование и т.д.) следует сконцентрироваться?
2. Каким образом привлечь большее количество студентов и слушателей курсов?
3. Каким образом создать сильный преподавательский состав в условиях кадровой ограниченности г.Зеленодольска?
4. Строить недостающие учебные площади или их арендовать?
5. Каким образом следует совершенствовать образовательный процесс? Делать ли акцент на дистанционные формы, вечерние, заочные формы обучения? Как повысить качество образовательного процесса и его практикоориентированность?
2) Аудит ресурсов ЗФИЭУП.
Классификация основных ресурсов института представлена в табл. 1
Таблица 1
Классификация и оценка ресурсов [1]
Ресурсы |
Характеристики |
||
Материальные ресурсы |
Финансовые ресурсы |
Денежные средства |
У филиала всегда есть достаточное для нормальной жизнедеятельности количество свободных денежных средств. |
|
|
Кредитная история |
Есть положительный опыт кредитования несколькими банками наших инвестиционных проектов (строительства нового учебного корпуса) |
|
Физические ресурсы |
Здание |
Здание в собственности. Год постройки 1960, требуется периодическое вложение средств на его поддержание в хорошем состоянии. Однако, этих площадей не хватает на действующее количество учащихся. Недостающие площади институт арендует. Использование арендуемых площадей позволяет достичь высокой степени гибкости в условиях нестабильного набора студентов. |
|
|
Оборудование (мебель, оргтехника) |
Институт обеспечен необходимым количеством мебели и оргтехники. Техника и мебель новая. Однако не хватает собственной базы для обучения студентов СПО по специальности «технология общественного питания», а также собственных лабораторий по физике, химии и биологии. Данные лаборатории институт арендует. |
|
|
Земля |
В собственности. |
|
|
Библиотека |
Институт полностью обеспечен законодательно необходимой учебной литературой. 14000 единиц хранения. |
Нематериальные ресурсы |
Технологические ресурсы |
Лицензия на право ведения образовательной деятельности |
Бессрочная |
|
|
Свидетельство о государственной аккредитации |
Срок до 2014 года |
|
|
Технология дистанционного обучения |
В институте есть необходимое для дистанционного обучения оборудование, а также отлажена сама система дистанционного обучения. |
|
|
Рабочие программы |
Каждый преподаватель по каждому предмету имеет свою авторскую разработанную рабочую программу |
|
|
Количество научных публикаций |
За 2011год преподавателями опубликовано 240 научных работ (в среднем 6,9 на одного преподавателя), что на 5% больше показателей прошлого года |
|
|
Участие в научных конференциях |
За 2011год преподаватели приняли участие в 320 научных конференциях (в среднем 9,1 на одного преподавателя), что на 3% больше показателей прошлого года. |
|
|
Защищено диссертаций |
За 2011 год – защищено 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и кандидата экономических наук. В 2010 году – защищена 1 диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук |
|
|
Информационная система управления вузом Idis. |
В нашем институте разработана комплексная информационная система управления вузом, которая позволяет автоматизировать все основные процессы, сократить время оформления документов и формирования отчетов. |
|
Репутация |
Бренд ИЭУП |
Целенаправленных мероприятий по развитию бренда не проводится. Однако в городе мы узнаваемы в первую очередь за счет проведения большого количества мероприятий по Event-маркетингу и активном участию во всех общественных мероприятиях города. Развивается маркетинг взаимоотношений в связи, с чем доля студентов обратившихся к нам повторно в 2011 году выросла на 21%. |
|
|
Наличие деловых связей в администрации города |
Ряд руководящих работников города являются студентами или выпускниками нашего института и сохраняют лояльное к нам отношение. |
|
Человеческие ресурсы |
Штатный состав |
Институт полностью необеспечен преподавателями, потребность покрывается за счет доставки преподавателей из Казани. Постоянных сотрудников института – 45 чел из них преподавателей 35 чел. В том числе 10 кандидатов наук, 2- доктора наук. Средний размер оплаты труда соответствует среднему по городу. Текучесть персонала – 5%. Оплаты труда в колледже преподавателей общеобразовательных предметов ниже на 15%, чем в школах. Наблюдается негативная тенденция отказа преподавателей вести занятия в колледже. |
Таким образом, в целом Институт обеспечен всеми необходимыми материальными ресурсами. Нехватка учебных площадей и лабораторий восполняется арендой, что позволяет достичь дополнительной гибкости в условиях нестабильности набора студентов. Однако в условиях постоянного ужесточения требований к ведению образовательной деятельности отсутствие необходимого количества площадей и лабораторных комплексов в собственности может представлять угрозу в будущем.
Институт имеет действующую лицензию и свидетельство о государственной аккредитации, что позволяет вести образовательную деятельность.
Отлажена система дистанционного обучения, что позволяет расширять сферу деятельности института на другие города и регионы.
Интеллектуальный потенциал преподавателей постоянно развивается, о чем свидетельствует рост научных трудов, участия в конференциях и увеличение количества защищенных диссертаций. Однако Институт не полностью укомплектован штатными преподавателями, нехватка покрывается за счет ежедневной доставки преподавателей из Казани. Это также может представлять угрозу в будущем учитывая ужесточение законодательных требований к наличию собственного преподавательского состава. Кроме того, ежедневная доставка преподавателей влечет за собой существенные транспортные расходы.
Бренд Института узнаваем в городе, прежде всего за счет постоянного участия студенческого актива во всех городских мероприятиях.
Рассмотрим сильные и слабые стороны ЗФИЭУП по сравнению с основными конкурентами (см. табл.2)
Таблица 2
Ресурсные сильные и слабые стороны основных участников рынка
Ресурсы |
Участники |
|||||||
|
|
ЗФКГУ |
ЗИМИТ |
ЗМУ |
ЗМК |
ПУ-107 |
ЗФКСЮИ |
ЗФИЭУП |
Финансовые ресурсы |
Денежные средства |
Бюджетное финансирование и следовательно отсутствие самостоятельности и гибкости в расходовании средств |
Гибкость и относительная самостоятельность в расходовании средств |
|||||
|
Кредитная история |
Наличие административного ресурса в случае необходимости получения инвестиционного кредита. |
Отсутствие положительного опыта кредитования инвестиционных проектов |
Наличие положительного опыта кредитования инвестиционных проектов |
||||
Физические ресурсы |
Здание |
Полностью обеспечены |
Излишки учебных площадей, оборудования и земли после объединения с ЗМК |
Полностью обеспечены |
Основная часть учебных площадей и оборудования арендуется. Незначительная часть в собственности. Это с одной сторон обеспечивает гибкость, а с другой представляет собой «правовой» риск в будущем |
Основная часть учебных площадей и оборудования в собственности, недостающее арендуем. Это с одной сторон обеспечивает гибкость, а с другой представляет собой «правовой» риск в будущем |
||
|
Оборудование (мебель, оргтехника) |
|||||||
|
Земля |
|||||||
|
Библиотека |
Полностью обеспечены необходимым объемом библиотечного фонда |
||||||
Технологичес-кие ресурсы |
Лицензия на право ведения образовательной деятельности |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
|
Свидетельство о государственной аккредитации |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
|
Технология дистанционного обучения |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
есть |
|
Рабочие программы |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
|
Количество научных публикаций |
снижается |
сохраняется |
сохраняется |
снижается |
снижается |
сохраняется |
Растет |
|
Количество участников в научных конференциях |
сохраняется |
сохраняется |
сохраняется |
сохраняется |
сохраняется |
сохраняется |
Растет |
|
Количество защищенных диссертаций |
сохраняется |
снижается |
нет |
нет |
нет |
нет |
Растет |
|
Информационная система управления вузом Idis. |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
есть |
Репутация |
Бренд |
Сильный бренд государственного вуза |
Имидж «обычного ПТУ» |
«Бренд» вуза где дешево учиться |
Бренд гибкого учебного заведения в котором учатся креативные студенты |
|||
|
Наличие деловых связей в администрации города |
слабые |
сильные |
слабые |
слабые |
слабые |
слабые |
средние |
Человеческие ресурсы |
Штатный состав |
Полностью укомплектовании штат |
Часть преподавателей доставляются из Казани
|
Таким образом, в качестве сильных отличительных от конкурентов ресурсных сторон деятельности ЗФИЭУП было выделено:
- наличие денежных средств, гибкость и относительная самостоятельность в их расходовании;
- наличие положительного опыта у банков по работе с нами по кредитованию инвестиционных проектов;
- гибкость при привлечении необходимых учебных площадей и оборудования;
- наличие системы дистанционного обучения;
- рост научной активности преподавателей;
- наличие информационной системы управления вузом Idis.
- бренд гибкого учебного заведения, в котором учатся креативные студенты.
К слабым ресурсным сторонам деятельности ЗФИЭУП следует отнести:
- полностью неукомплектованный штат, часть преподавателей ежедневно доставляются из Казани;
- отсутствие сильных деловых связей в администрации города.
3) Аудит способностей ЗФИЭУП.
Определим и классифицируем организационные способности, используя модель «Цепочка ценности Портера» (рис.1).
Рис. 1. Цепочка ценности по М.Портеру [1]
Рассмотрим сильные и слабые стороны способностей ЗФИЭУП по сравнению с основными конкурентами, используя концепции курса бенчмаркинга [1] (см. табл.3)
Таблица 3
Сильные и слабые стороны ключевых способностей ЗФИЭУП в сравнении с основными участниками рынка (экспертное мнение автора)
|
Участники |
|||||||
Способности |
Ресурсы, лежащие в основе способности |
ЗФКГУ |
ЗИМИТ |
ЗМУ |
ЗМК |
ПУ-107 |
ЗФКСЮИ |
ЗФИЭУП |
Способность привлекать школьников к профориентационным и Event-маркетинговым мероприятиям |
Наличие связи с управлением образования и школами |
средняя |
сильная |
средняя |
Слабая |
сильная |
||
Способность преподавателей проводить эффективные профориентационные мероприятия |
Высококвалифицированный преподавательский состав |
сильная |
сильная |
средняя |
Слабая |
средняя |
сильная |
|
Способность студенческого актива проводить эффективные мероприятия по Event-маркетингу |
Талантливые и ответственные студенты |
Слабая |
средняя |
Слабая |
сильная |
|||
Способность привлекать к обучению безработных |
Наличие связи с Центром занятости |
Слабая |
сильная |
средняя |
||||
Способность готовить специалистов дистанционно (в других городах и регионах) |
- система дистанционного обучения; - наличие необходимого IT-оборудования |
Слабая |
сильная |
|||||
Способность соответствовать имиджу «Креативного института, где учить и жить весело и интересно» |
- профессиональный состав отдела по воспитательной работе - талантливые студенты студенческого актива |
средняя |
сильная |
|||||
Способность готовить специалистов, востребованных на рынке труда |
- квалифицированный преподавательский состав; - сильная материально-техническая база - разработанные практико-ориентированные курсы - связи с работодателями - библиотечный фонд |
сильная |
сильная |
средняя |
сильная |
|||
Способность трудоустраивать выпускников |
- связи с работодателями - связи с «Центром занятости» |
средняя |
сильная |
средняя |
слабая |
|||
Способность привлекать к повторному обучению и продолжению обучения |
- наличие системы скидок; - наличие актуальной базы выпускников; - система взаимоотношений с выпускниками |
средняя |
сильная |
слабая |
средняя |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в качестве сильных отличительных от конкурентов ключевых способностей ЗФИЭУП было выделено:
- способность привлекать школьников к профориентационным и Event-маркетинговым мероприятиям;
- способность преподавателей проводить эффективные профориентационные мероприятия;
- способность студенческого актива проводить эффективные мероприятия по Event-маркетингу;
- способность готовить специалистов дистанционно (в других городах и регионах);
- способность соответствовать имиджу «Креативного института, где учить и жить весело и интересно»;
- способность готовить специалистов, востребованных на рынке труда.
В качестве слабых способностей следует выделить:
- способность привлекать к обучению безработных;
- способность трудоустраивать выпускников;
- способность привлекать к повторному обучению и продолжению обучения (по другой специальности или форме обучения).
Можно предложить следующие основные направления развития ключевых организационных способностей ЗФИЭУП:
1. За счет развития отношений с руководством Центра занятости и использованием «административного ресурса» предполагается увеличивать объем оказываемый образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации безработного населения. В части финансирования обучения из бюджет.
2. За счет развития взаимовыгодных отношений с работодателями, проведения совместных мероприятий, направления на практику студентов, усиления практикоориентированности образовательных программ предполагается увеличивать процент выпускников, которые были трудоустроены «Центром трудоустройства выпускников ЗФИЭУП».
3. За счет развития отношений с выпускниками, проведением совместных мероприятий, установлением взаимовыгодных контактов с работодателями и «Центром занятости города и района» предполагается повысить процент студентов повторно поступивших к нам на обучение.
4) Оценка вклада ресурсов и способностей в обеспечение конкурентного преимущества ЗФИЭУП.
Проведем оценку наших ключевых способностей с позиции обеспечения устойчивости конкурентного преимущества ЗФИЭУП, используя «Четыре характеристики ресурсов и способностей» [2] (табл. 4)
Таблица 4
Ключевые способности |
Долговечность |
Прозрачность |
Переносимость (мобильность) |
Воспроизводимость |
Способность привлекать школьников к профориентационным и Event-маркетинговым мероприятиям |
Да. Связи наработаны, проводимые мероприятия взаимовыгодны |
«Непрозрачная» способность, т.к основана на системе личных взаимоотношений |
«Немобильность ресурса». Эта способность действуют только в данном районе и городе. |
Сложно воспроизвести и воссоздать, даже в случае увольнения от нас ключевых работников |
Способность преподавателей проводить эффективные профориентационные мероприятия |
Нет. Т.к знания очень быстро устаревают, особенно если у преподавателя нет связи с практикой |
«Непрозрачная» способность, т.к основана на личных талантах к преподаванию |
«Мобильный ресурс» может быть «перекуплен» конкурентом |
Сложно воспроизводимая способность |
Способность студенческого актива проводить эффективные мероприятия по Event-маркетингу |
Нет. Т.к. студенты заканчивают обучение и уходят из института |
«Непрозрачная» способность, т.к основана на личных талантах студентов |
«Немобильный ресурс». Выступать за другой вуз студент не будет. |
Сложно воспроизводимая способность, основанная на личных талантах |
Способность готовить специалистов дистанционно (в других городах и регионах) |
Нет. Легко скопировать |
Система достаточно прозрачна и понятна для копирования. |
Легко перенести |
Легко воспроизвести |
Способность соответствовать имиджу «Креативного института, где учить и жить весело и интересно» |
Да. Этот имидж нарабатывался годами и постоянно поддерживается |
Нет. |
Нет. Даже в случае потери ключевых работников отдела воспитательной работы |
|
Способность готовить специалистов, востребованных на рынке труда |
Нет. Т.к знания и образовательные курсы очень быстро устаревают, особенно если у преподавателя нет связи с практикой |
Да. Основные требования законодательно определены |
Нет. Т.к во многом эта способность основана на комплексе отношений «вуз-работодатель», а также на квалифицированности преподавателей и актуальности их знаний |
Таким образом, нами были выделены угрозы для устойчивости конкурентного преимущества (выделены красным цветом).
Теперь оценим наши ключевые ресурсы, которые обеспечивают наши ключевые способности с позиции устойчивости конкурентного преимущества [1] (табл. 5)
Таблица 5
Ключевые способности |
Ресурсы, лежащие в основе способности |
Редкость |
Трудно имитируемость |
Незаменимость |
Способность привлекать школьников к профориентационным и Event-маркетинговым мероприятиям |
Наличие связи с управлением образования и школами |
Сотрудники, обладающие широкими личными связями в системе управления образования и школах достаточно редки |
Трудно найти замену такому работнику |
Таких сотрудников просто «перекупить» |
Способность преподавателей проводить эффективные профориентационные мероприятия |
Высококвалифицированный преподавательский состав |
В Зеленодольске квалифицированных преподавателей высшей школы мало. Найти трудно. |
Подготовка кандидата или доктора наук процесс длительный |
Таких сотрудников просто «перекупить» |
Способность студенческого актива проводить эффективные мероприятия по Event-маркетингу |
Талантливые и ответственные студенты |
Талантливые студенты достаточно редки |
Процесс подготовки (хореография, вокал и т.д) требует времени и практического опыта выступлений |
Практически незаменимые, т.к. студент не будет выступать за другой вуз |
Способность готовить специалистов дистанционно (в других городах и регионах) |
Система дистанционного обучения; |
Нет. |
Нет. |
Может быть заменена |
Наличие необходимого IT-оборудования |
Нет. |
Нет. |
Может быть заменена |
|
Способность соответствовать имиджу «Креативного института, где учить и жить весело и интересно» |
Профессиональный состав отдела по воспитательной работе |
В Зеленодольске найти трудно. |
Для подготовки требуется длительное время практической работы. |
Таких сотрудников просто «перекупить» |
Талантливые студенты студенческого актива |
См.выше |
|||
Способность готовить специалистов, востребованных на рынке труда |
Квалифицированный преподавательский состав |
См.выше |
||
Сильная материально-техническая база |
Нет. |
Нет. |
Нет. |
|
Разработанные практико-ориентированные курсы |
Нет. |
Нет. |
Нет. |
|
Связи с работодателями |
Нет. |
Нет. |
Нет. |
|
Библиотечный фонд |
Нет. |
Нет. |
Нет. |
Таким образом, нами были оценены наши ключевые ресурсы с позиции устойчивости конкурентного преимущества. Угрозы выделены красным цветом.
5) Предложения по использованию сильных сторон и устранению недостатков деятельности ЗФИЭУП.
I. Предложения по использованию сильных сторон:
- конкурентам достаточно легко сымитировать или создать материально-техническую базу, библиотечный фонд, установить связи с работодателями и т.д, то очень трудно создать имидж хорошего вуза. В качестве рекомендации можно предложить организовать целенаправленную работу по развитию бренда «ИЭУП», направленную на усиление положительного имиджа «ЗФИЭУП, как места где весело и интересно учиться, а также места, где дают актуальные, практикоориентированные знания».
- т.к. система дистанционного обучения легко имитируется, и требуемое оборудование легко закупается необходимо в кратчайшие сроки использовать это временно конкурентное преимущество в г. Зеленодольске и районе. Как можно быстрее и больше увеличить «инсталлированную базу» - студентов, обучающихся по данной системе. Тем самым, укрепив за собой имидж образовательного учреждения, оказывающего качественные дистанционные образовательные услуги.
- постоянно развивать взаимовыгодное сотрудничество с работодателями, что будет способствовать усилению практикоориентированности образовательных программ, увеличению трудоустройства выпускников, а также повышению количества обучаемых заочной формы (за счет сотрудников данных организаций).
- продолжать развивать в ЗФИЭУП систему маркетинга взаимоотношений с выпускниками.
II. Предложения по устранению недостатков:
- Т.к. квалифицированных сотрудников (преподавателей и специалистов) не хватает в районе и городе необходимо создать систему мотивации, направленную на удержание в ЗФИЭУП квалифицированного персонала, а также совершенствовать систему самостоятельной подготовки научно-педагогических кадров (например, за счет усиления связей с диссертационными советами).
Список литературы
1. Бахру Анджали, Глидл Полин. Конкуренция на основе способностей. Кн.3: Учеб.пособие / пер с англ. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2010.– 83с.: фот., схем., рис., табл. - (R820 «Стратегия»)
2. Хрестоматия: Введение. Статьи 1-7 / Пер.с англ. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2011. – 160 с. схем., рис., табл. - (R820 «Стратегия») - с.120-124