Стратегия реструктуризации: от "натуральной" диверсификации к специализированной конкурентоспособности
Белов Артем ,
Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"
http://www.altrc.ru
alt@altrc.ru
Несколько слов о стратегии и реструктуризации
Принципиально, говоря о реструктуризации, мы выделяем
три ключевых смысловых блока, с которыми необходимо работать:
· Бизнес;
· Управление;
· Активы.
При этом, в зависимости от масштаба бизнеса компании,
мы выделяем два уровня стратегии, на которых необходимо работать со
смысловыми блоками:
· Корпоративная стратегия;
· Стратегия бизнес-уровня.
В случае, если компания не является широкодиверсифицированной и фактически управляет одним бизнесом, стратегия бизнес-уровня соответствует стратегии корпоративного уровня. Стратегию корпоративного уровня имеет смысл рассматривать в случае, если мы имеем дело с компаниями, имеющими широкий набор, зачастую несвязанных друг с другом бизнесов. Соответственно, говоря о стратегии реструктуризации, мы должны четко понимать, что на каждом из выделенных уровней – корпоративной стратегии и стратегии бизнес-уровня - компания сталкивается с разными проблемами и решает существенно отличающиеся задачи.
Реструктуризация на корпоративном уровне
1. Стратегия роста: куда и зачем расти?
· Последнее десятилетие рост российского бизнеса обеспечивался
созданием крупных широкодиверсифицированных холдингов;
· Вопрос качественного роста до недавнего времени не поднимался;
· Исчерпание девальвационного эффекта кризиса 1998 года привело руководство
компаний к мысли о необходимости качественного, а не количественного
роста. Сейчас, на примере крупнейших российских компаний, мы наблюдаем
эти изменения – компании всерьез принялись за процессы реструктуризации
бизнеса и системы управления.
Для чего это делается:
· Создание компаний, способных к долгосрочному поступательному развитию,
конкурентоспособных не только на замкнутом внутреннем рынке, но и способных
конкурировать с мировыми лидерами на их территории;
· Выстраивание приоритетов, понимание собственного бизнеса и «места»
под солнцем.
2. Проблемы и задачи реструктуризации российских конгломератов
Движущих мотивов реструктуризации российских конгломератов
два:
· Широкая диверсификация, т.е. избыточное количество несвязанных бизнесов,
и как следствие -
· Недостаток ресурсов для развития всех бизнесов: (инвестиционных и
управленческих).
Можно выделить 5 ключевых задач реструктуризации на корпоративном
уровне:
· Что такие бизнес и какое количество должно быть их у компании;
· Разделение бизнесов на основные и неосновные;
· Разработка стратегии основных бизнесов;
· Разработка стратегии по отношению к неосновным бизнесам;
· Система управления и взаимодействия «управляющая компании – бизнесы».
Принципиально важна позиция управляющей компании по отношению
к собственным бизнесам:
· Позиция «финансовой компании»;
· Позиция «стратегического инвестора».
Важно понимать, что на массовых рынках российским компаниям будет словно конкурировать с ведущими мировыми компаниям, поэтому одной из ключевых стратегических задач является задача поиска собственной ниши, возможно относительно узкой, но в которой компания сможет быть лидером не только на внутреннем, но и мировом рынке.
Примеры из практики российских промышленных компаний.
Реструктуризация на бизнес-уровне
Задачи, решаемые на данном уровне, максимально приближены к реальной практике бизнеса и текущим задачам управления бизнесом.
1. Реструктуризация бизнеса
Проблемы:
· Потеря ценовой конкурентоспособности продукции и угроза потери российского
рынка;
· Увеличение технологического отставания от ведущих мировых компаний;
· Снижение качества производимой продукции;
· Усиление конкуренции со стороны российских и зарубежных производителей;
· Ограниченные ресурсы развития бизнеса.
Задачи реструктуризации:
· Выявление и концентрация на ключевых компетенция бизнеса (возможно,
не в основном продукте);
· Определение приоритетов, целей, продуктово-рыночного портфеля;
· Экономика и сокращение издержек: производство, логистика, управление.
2. Реструктуризация системы управления
Проблемы:
· Неэффективность существующей системы управления.
Задачи реструктуризации:
· Разработка системы управления, соответствующей долгосрочным целям
развития бизнеса;
· Снижение издержек за счет оптимизации системы планирования: финансы
и инвестиции, продажи, производство.
· Определение роли заводов в рамках бизнеса: дивизионы или производственные
площадки.
3. Реструктуризация активов
Проблемы:
· Изношенность и моральное устаревание производственных мощностей;
· Недозагрузка производственных мощностей;
· Дублирующие производственные мощности на заводах, входящих в один
бизнес.
Задачи (направления) реструктуризации
· Стратегия в отношении вспомогательных и заготовительных производств;
· Социальная сфера и заводская инфраструктура;
· Сокращение издержек.
Примеры из практики российских промышленных компаний.
В целом важно понимать, что
· Стратегия и, ответственно, реструктуризация на корпоративном и бизнес
уровнях тесно взаимоувязаны;
· Стратегия диверсификации бизнеса в современных условиях не всегда
является эффективной. Значительно больший эффект компании могут получить
от реализации сфокусированной стратегии, в основе которой лежит понимание
уникальных конкурентных преимуществ компании и понимания уникальных
ниш, в которых компания может быть лидером не только на российском,
но и мировом рынках;
· Компании, начинающие реструктуризацию, помимо результата в виде «оптимизированного»
собственного бизнеса, становятся пионерами в формировании рынка аутсорсинга
- выделяя непрофильные активы, они становятся «аутсорсерами» для других
компаний, что может рассматриваться как независимый и весьма прибыльный
бизнес;
· «Настоящая реструктуризация» российской промышленности еще впереди.