УДК 338.48 |
|
А.Н. Асаул |
A.N. Asaul |
профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экон. наук. asaul@yandex.ru |
Professor of St. Petersburg State Architectural University, Dr. Econ. Sciences. |
ПЕРСПЕКТИВЫ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
PROSPECTS OF CLUSTER ORGANIZATION OF THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN RUSSIA
Аннотация:
Показана необходимость перестройки отраслевого управления отечественной экономики, переходящей на технопромышленный уклад. Опираясь на концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года) показаны перспективы формирования в стране территориально-производственных кластеров. Рассмотрены сущность, типы и основные признаки кластеров. Обоснована целесообразность формирования кластерной организации предпринимательской деятельности на примере Санкт-Петербурга. Представлены механизмы, позволяющие обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров в России. Реализовать эти процессы возможно только при кластерной организации предпринимательской деятельности и создания платформ, обеспечивающих соорганизацию практико-ориентированной фундаментальной науки и проектно-конструкторских разработок, инновационной промышленности и власти, взаимодействующих в рамках одного целостного образования – кластера и в силу этого успешно и качественно выполняющую свою главную роль.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, кластер, инфраструктура кластеров, механизмы реализации кластеров, построение кластеров.
Abstract:
The necessity of restructuring the industry management of the domestic economy, passing on the way techindustrial. Based on the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation (2020) shows the prospects of forming the country's regional industrial clusters. We consider the nature, types and main characteristics of the clusters. The expediency of forming a cluster of entrepreneurial activities on the example of St. Petersburg. We present mechanisms to provide flexible funding for cluster development in Russia. To implement these processes is possible only when the cluster organization of business and creating platforms that provide practice-oriented co-organization fundamental science and engineering developments, innovative industry and government interact within a holistic education - the cluster and thus successfully and efficiently carry out their main role.
Keywords: entrepreneurship, cluster, cluster infrastructure, the mechanisms of the clusters, the construction of clusters.
В Российской Федерации отраслевое управление экономикой упразднено в 2005г. На смену общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) пришел общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).[1] И вызван этот переход, прежде всего тем, что новый технопромышленный уклад («инновационная экономика», «экономика развития», существуют и другие названия) требует иной формы организации производства, ибо отраслевая – не обеспечивала внедрение новых технологий в существующий тип производства. Новейшие разработки отечественных ученых предполагают формирование совершенно новых типов производства, не имеющих в мире аналогов, способных переносить новые технологии или решения из одних областей производства в другие, соединять фундаментальную практико-ориентированную науку, НИОКР и новые высокотехнологические производства [13, 19]. Все это возможно только при кластерной организации предпринимательской деятельности, направленной на создание новой формы организации труда и формирования мультикластерной, инновационной системы. Именно кластер, как институциональная форма организации нового технопромышленного и социокультурного уклада увязывает в одно целое общеотраслевое и региональное развитие.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднерыночную перспективу (2006-2008гг.)[2], развитие производственных кластеров определено одним из путей мобилизации ресурсов в регионах для динамичного экономического роста, повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики. Т.е., построение мультикластерной транснациональной инновационной системы стало центральным пунктом реализации проектной установки управления экономикой страны. В конце 2008г. правительство РФ одобрило «Концепцию кластерной политики в Российской Федерации»[3], предусматривающую создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территории, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России. К числу основных направлений в ней определены:
долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера, определение целей и направлений развития кластера;
создание в кластерах центров по обмену знаниями, привлечение заинтересованных объектов предпринимательской деятельности к совместным действиям в рамках кластера;
реализация программ содействия выходу участников кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований;
повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений профессионального образования, совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров, стажировок;
содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности.
К настоящему времени использование кластерной формы организации предпринимательской деятельности, уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для примера рассмотрим кластерную форму организации производственного предпринимательства в Санкт-Петербурге. В настоящее время в Санкт-Петербурге кластеры можно сгруппировать по стадиям развития.
А. Начальная («эмбриональная») стадия развития кластеров.
Для коордионаций усилий по формированию инфраструктуры для формирования мультикластерной инновационной системы в Санкт-Петербурге создан центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства (СПб ЦКР) в форме некоммерческого партнерства. Главной задачей которого является содействие принятию решений и координации проектов по формированию и развитию сетевых территориальных предпринимательских объединений. Центр выступает в качестве пилотного проекта по формированию сети региональных Центров развития кластеров на территории РФ и обеспечивает формирование методологических подходов:
- формирование стратегии эффективной мультикластерной инновационной системы Санкт-Петербурга на основе максимально полного использования технологического, инновационного, человеческого, финансового и административного потенциала с учетом экономических интересов всех субъектов предпринимательской деятельности;
- обеспечение необходимых условий для создания (см. концепцию «5И») инновационных кластеров, представляющих инситутциональную форму организации нового производственного и социокультурного уклада;
- содействие установлению договорных отношений между участниками инновационных кластеров, органами государственной власти, учреждениями образования и науки, иными заинтересованными лицами;
Основные задачи деятельности ЦКР:
- разработка кластерной политики региона, в т.ч. формирование и реализация "Системного проекта развития кластеров на территории Санкт-Петербурга";
- разработка стратегий (системных проектов) развития инновационных кластеров и инвестиционных программ по их реализации;
- разработка и реализация совместных кластерных проектов развития с привлечением участников инновационных кластеров, органов государственной власти, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц;
- организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах участников инновационных кластеров;
- оказание содействия участникам инновационных кластеров при получении государственной поддержки, поддержки инвесторов;
- содействие в выводе на рынки новых продуктов (услуг) участников инновационных кластеров;
- организация эффективного взаимодействия среди участников кластеров, в т.ч. организация конференций, семинаров и т.п. в сфере интересов участников кластера;
- организация мониторинга состояния финансово-экономического, инновационного, научного и производственного потенциала инновационных кластеров, в частности, на основе механизма дорожных карт и методов оценки регулирующего воздействия.
Вновь созданные кластеры в Санкт-Петербурге:
- Фармацевтический кластер[4]. Создан в 2010 году, резидентами являются 11 отечественных и зарубежных компаний, ими инициированы инвестиционные проекты по созданию лабораторных комплексов, исследовательских центров и фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 29 млрд.рублей Ряд российских инвесторов реализует пилотные проекты по созданию фармацевтических комплексов на территории производственной зоны «Пушкинская», предоставленной и подготовленной городом: компании «Герофарм», «Фарм-Холдинг», «Самсон-Мед» и «Неон». В качестве приоритетной площадки для размещения новых объектов инфраструктуры и инновационных производств определена территория особой экономической зоны Санкт-Петербурга (далее - ОЭЗ).
- Инновационно - Технологический Кластер Машиностроения и Металлообработки Санкт-Петербурга (ИТК ММ) объединяет организации-владельцевинновационных технологий в целом и формирования в рамках кластераединой технологической платформы машиностроения и металлообработки на базе лучших мировых, в том числе инновационных технологий, что способствует созданию условий для непрерывного количественного и качественного роста имеющихся технологий, расширение спектра технологических возможностей кластера;
- Инновационный-промышленно-кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» » (ИПК ТМ «МЖТ» [5]). Наличие ИПК ТМ «МЖТ» позволяет транспортной системе региона развивать и поддерживать свое конкурентное преимущество, не уступая их даже технически более развитым странам. Участники этого кластера проводят специализированные исследования, внедряют передовые технологии, инвестируют развитие инфраструктуры, в человеческие ресурсы и т.д., что проявляется в синергетическом эффекте и позволяет выстоять в условиях жесткой конкуренции на глобализированных рынках.
- Радиологический кластер[6] включает 11 петербургских предприятий, вузов, научных и общественных организаций, а так же семь партнеров в областях: исследования и разработки медицинской аппаратуры, программно-аппаратных комплексов и материалов; производство радиологического оборудования и медицинских приборов; производство радиофармпрепаратов; проведение работ по тестированию и сертификации; транспортировка, хранение, обеспечение безопасности в работе с радиоактивными материалами и источниками; медицинские услуги; исследования и разработки новых методик радиологической диагностики и лечения, клинические испытания; подготовка инженерных и медицинских кадров;
- Полимерный кластер с центром прототипирования[7]. Применяемые технологии: 3D - прототипирования (PolyJet (photopolymer jetting); технология литья под вакуумом в силиконовые формы; прототипирование методом объемного фрезерования на станках с ЧПУ из композитных и полимерных материалов, различных металлов; технологии монтажа, подгонки, контроля и ремонта сложных пресс-форм (со сменными вставками, формообразующими) с использованием пресса для испытаний и сборки пресс-форм BV26E для изготовления образцов изделий; технологии проектирования и изготовления пресс-форм для выпуска опытных партий; технологии измерения и контроля пресс-форм и изделий. Испытательная лаборатория: определение физико-механических, электрических, реологических и др. Свойств; анализ объектов экологического (производственного) контроля и факторов производственной (рабочей) среды.
В 2011 году утверждена Концепция развития кластера энергоэффективных технологий на период до 2015г.[8] Основными субъектами кластера станут компании Санкт-Петербурга генерирующие, распределяющие и потребляющие энергию, а также инновационные компании в области энергоэффективных технологий, ВУЗы и научные организации.
Начальную стадию развития проходят также кластеры: аэрокосмического приборостроения, лазерного оборудования и технологии, оптоэлектроники, кластер телерадиоаппаратуры, протокластеры легкой промышленности и деревообработки, строительный кластер.
Б. Кластеры активного формирования и роста.
Автомобильный кластер[9], наиболее динамично развивающийся и перспективный сегмент экономики Санкт-Петербурга. Приносит значительную выгоду для его участников: Тойота (ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия»); Дженерал Моторз (ООО «Дженерал Моторз Авто»); Ниссан (ООО «Ниссан Мануфэкчуринг РУС»); Хендай (ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»); Скания (ООО «Скания - Питер»); Ё-мобиль (проект холдинга «Яровит» и группы «Онэксим»)
В настоящее время на действующих заводах-автопроизводителей занято более 6 тыс. человек. Объем производства легковых автомобилей в Санкт-Петербурге в 2010 году составил более 70 тыс. шт. и увеличился по сравнению с 2009 годом в 3,5 раза. В марте 2011 году с целью стимулирования автопроизводителей в организации локализации производства автокомпонентов Правительством Российской Федерации введен новый режим промышленной сборки автомобилей. В соответствии с ним, иностранным компаниям, локализация производства которых с момента заключения соглашения в течение шести лет достигнет 60%, будут предоставлены условия для ввоза комплектующих по сниженным таможенным ставкам. Исходя из анализа планов автопроизводителей и с учетом вступившего в силу нового режима промышленной сборки автомобилей, ожидается, что к 2018 году ежегодный объем производства автомобилей в Санкт-Петербурге должен составить не менее 1 миллиона автомобилей в год.
Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий образован в 2005 году на базе малых предприятий работающих в медицинском приборостроении с начала90-х[10].Участники кластера имеют общие интересы в производственной кооперации, в совместном продвижении на рынке, совместном строительстве производственных площадей для получения синергетического эффекта. Все эти факторы стимулируют добровольное и равноправное объединение инновационных компаний. Основа продукции кластера – НИРы доведенные разработчиками сначала 90 –х до серийного продукта. «Инновационность» разработок определена патентами РФ и зарубежными патентами, качество продукции кластера подтверждено сертификатами – ISO, СЭ, FDA, конкурентоспособность – выходом на зарубежные рынки. С 2009 г. по 2011 г. произошло увеличение количества организаций членов кластера с 40 до 85 организаций, совокупная выручка от реализации продукции, работ и услуг компаний, входящих в кластер составляет около 7 млрд. руб., число стран, в которые экспортируется продукция членов кластера - 80.
Одним из главных принципов формирования производственного потенциала в Санкт-Петербурге является поддержки инновационного сектора, переориентация программ инновационного развития Санкт-Петербурга в первую очередь - развитие внутрикластерной конкурентной среды, запуск новых рынков, во вторую – поддержка НИР и НИОКР как таковых, т.е. поддержка «свободного поиска» исследователей; использование крупных федеральных и региональных производственно-технологических программ и проектов (развитие системы ВСМ, освоение месторождений углеводородов на северных шельфах и т.п.) для запуска новых инновационных кластеров, а также реализация кластерной концепции реорганизации промышленности Санкт-Петербурга. Для этогореализуются различные элементы механизма[11], применяемого в Концепции, среди которых целесообразно выделить нижеследующие:
- инвестиционные: «рекрутинг капитала», привлечение в город в целях обновления промышленности Санкт-Петербурга организаций и инициатив, способных выступить ядром кластерообразования.
- институциональные: формирование инновационных кластеров с обязательным базированием их ядра и/или важнейших элементов в Санкт-Петербурге как наиболее крупном инновационном центре макрорегиона, в связи с чем особое значение приобретут макрорегиональные сети технопарков и/или филиальных сетей парков, университетов.[7] Наиболее важными аспектами формирования инновационных кластеров являются следующие:
• кластер должен претендовать на решение крупных проблем, объединяющих большое количество участников, что, в свою очередь, предполагает агломерирование тематики конференций, функционирования исследовательских сетей (глобальных или национальных инициатив), работы отдельных организационных звеньев (например, специализированных технопарков, в качестве якорных резидентов которых должны привлекаться глобальные лидеры). Особое значение приобретают глобальные сети, в которые включаются участники кластера, в связи с чем необходимо создавать на территории Санкт-Петербурга филиалы передовых зарубежных технопарков, университетов и проч.);
• осуществление поддержки инновационных кластеров со стороны государства (на федеральном и городском уровне).
- кадровые: создание в Санкт-Петербурге региональной программы реинжиниринга ключевых университетов, входящих в ядро приоритетных кластеров; программа должна отражать тренд перераспределения рынка труда Санкт-Петербурга от процессинга к системному проектированию и инновационной промышленности, и соответственно, нацелена на реорганизацию системы подготовки кадров для промышленности, рост подготовки кадров по инженерным специальностям, в сфере естественнонаучных исследований, креативной индустрии, логистике; университеты Санкт-Петербурга должны стать ведущими исследовательскими центрами по наиболее актуальным для промышленности города направлениям в глобальном масштабе.
В настоящее время в Санкт-Петербурге ведется работа по принятию закона об основах кластерной политики, а также разработка и реализация кластерной формы организации предпринимательской деятельности в регионе.
На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.
Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ, а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р.
Предпосылки для образования новых территориально-производственных кластеров создаются также в рамках реализации проектов «промышленной сборки», осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2005 г. № 757.
Дополнительные предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ.
Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. [12]
Но что же такое кластер? Наиболее широкое распространение получило определение лауреата Нобелевской премии Макла Портера «Кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу. Обеспечиваяоснову необычайного конкурентного успеха в отдельных областях бизнеса, кластеры выступают ярко выраженной особенностью любой национальной, региональной и даже столичной экономики. Особенно в государствах с наиболее развитой экономикой [17, c.256]
В концепции Кластерной политики в РФ[13] – территориально-производственные кластеры (далее – кластеры) – объединение субъектов предпринимательской деятельности, включая, поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. К числу характерных признаков кластеров относятся:
1. Наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона). В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/или высокий уровень поставок за пределы региона).
2. Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть в том числе отнесены: выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться, в том числе, накопленный объем привлеченных прямых инвестиций.
3. Географическая концентрация и близость расположения субъектов предпринимательской деятельности объединенных в кластер, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.
4. Широкий набор субъектов предпринимательской деятельности, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости в организациях, входящих в кластер.
5. Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая, в том числе, использование механизмов субконтрактации, партнерство участников кластера с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.
В методологических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах[14] РФ выделено пять типов кластеров[15]:
1. Дискретные кластеры включают организации, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, т.е. производство транспортных средств, машин, оборудования, включая автомобилестроение, самолетостроение, судостроение, двигателестроение, а также строительные организации и производства строительных материалов. Как правило, такие кластеры состоят из малых и средних компаний – поставщиков, развивающихся вокруг сборочных компаний и строительных организаций [1, 2].
2. Процессные кластеры образуются организациями, относящимися к так называемым процессным видам экономической деятельности, таким как химическое, целлюлозно-бумажное, металлургическое производство, а также сельское хозяйство, производство пищевых продуктов и другие [7].
3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как возобновляемая энергетика, информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество субъектов предпринимательской деятельности, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях [12].
4. Туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из организаций различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных компаний и других [8, 9, 10, 16, 18].
5. Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и субъектов предпринимательской деятельности, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал [3, 11, 14].
Безусловно, могут существовать и кластеры смешанных типов, сочетающие признаки нескольких вышеперечисленных типов кластеров.
Цель кластерной организации предпринимательской деятельности сформулированной в Концепции заключается в обеспечении высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики Российской Федерации за счет повышения конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности, научно-исследовательских и образовательных учреждений, образующих территориально-производственные кластеры. Соответственно сформулированной цели определены и основные задачи кластерной политики:
1. Формирование необходимых условий для создания кластеров [5, с.71], включая разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;
2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:
- поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
- инновационной и технологической политики;
- образовательной политики;
- политики привлечения инвестиций;
- политики развития экспорта;
- развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
- развития отраслей экономики.
3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной организации предпринимательской деятельности на региональном уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.
«Гроздеобразования» построенные на базе созданных в прошлом веке (в советской экономике) технологических решениях безусловно будут оживлять российскую промышленность в её отраслевом виде, адаптированном к рынку, но они не способны к развитию, т.е. будут воссоздаваться изолированные, обособленные отрасли и ведомства под названием «кластер», но никак не новые производственные системы.
Безусловно, создавать конкурентные автомобили, самолёты, корабли, станки и т.д. очень важно, но взятый государством курс на модернизацию и инновацию[16] требует создания на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов условия для перевооружения производств высоких переделов (разработка электронного и оптического оборудования, транспортных средств, новые материалы – полимеры, сверхчистые материалы, нанотехнологии) и тем самым подготовить комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений.
Технологические пакеты, создаваемые в кластерах могут тиражироваться на различных территориях страны, формируя региональные площадки стратегической занятости, в том числе и на основе привлечения в страну ранее из неё уехавших специалистов. Формирование комплексных технологических решений является ключевым преимуществом кластера, обеспечивающего перевод знаний о новых физических принципах и эффектах, полученных в лабораториях академических институтов страны, в промышленные технологии производства, а также в технологическое know-how приборов и инструментальных систем нового класса для различных видов экономической деятельности. Осуществляемый оборот знаний (фундаментальных, технологических, технических, естественнонаучных, гуманитарных, экономических) составляет основу комплексных технологических решений и новых форм управления системами производственного предпринимательства. С этой точки зрения кластер является производителем комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений.
Для реализации, разрабатываемых на площадках формируемых кластеров, мегапроектов перевооружения отечественных производств предполагается разработка специальных финансово-инвестиционных схем и инновационных стратегий, поддерживаемых потребителями крупных инфраструктурных решений. Принципы оборота знаний, финансово-инжиниринговые схемы, инновационно-сетевые стратегии должны разрабатываться на основе специальных гуманитарных теорий. С этой точки зрения создание кластеров предполагает соорганизацию технических, естественнонаучных и гуманитарных знаний. Важнейшим условием создания опытных производств нового поколения является постоянный процесс переподготовки менеджеров и разработчиков формируемого кластера, что позволяет рассматривать его в качестве обучающей организации, осваивающей новые институциональные схемы деятельности[17].
Наряду с повышением конкурентоспособности участников кластера главным условием их построения, в условиях инновационной экономики, является соорганизация практико-ориентированной фундаментальной науки, проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности. Именно построения, т.к. естественным образом кластеры не формируются. Построение кластеров связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов. [18] А это требует предварительного создания благоприятных условий для их развития:
- повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования;
- создание промышленных парков и технопарков как инфраструктуры для развития кластеров;
- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;
- реализация мер налогового регулирования для участников кластеров;
- снижение административных барьеров;
- развитие механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики на федеральном уровне;
- разработка методической информационно-консультационной, образовательной поддержки реализации кластерной политики.
Основными механизмами кластерной организации предпринимательской деятельности в РФ являются:
- межведомственная рабочая группа по реализации кластерной политики в Российской Федерации;
- экспертно-консультативные советы по реализации кластерной политики при федеральных органах исполнительной власти, и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- специализированные организации, способствующие развитию кластеров, регистрация которых допустима в различных организационно-правовых формах.
Финансирование мероприятий по построению кластеров обеспечивается в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых программ в области регионального и муниципального развития, поддержки малого и среднего предпринимательства, транспорта, жилищного строительства, развития сельского хозяйства, программ содействия развитию инновационной инфраструктуры и научно-технологической базы, программ государственной поддержи субъектов малого предпринимательства, программ поддержки внешнеэкономической деятельности, а также с привлечением финансовых средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и других государственных финансовых институтов развития.
Но один из главных рисков инвестирования и оценки кластерных инициатив несут венчурные компании. Если кластер уже сформирован, начинается создание новых предприятий, развитие технологий и поиск новых рыночных потребностей. На этом этапе финансовые компании должны обеспечить финансирование, которое будет поддерживать начальные стадии развития, координировать создание специальных фондов.
Финансовые учреждения (банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, венчурные компании, инвестиционные фонды и др.) имеют свои собственные цели и способы их реализации, но для формирования общей стратегии развития территорий в долгосрочном периоде они привлекаются к участию в кластерных инициативах. [4, с.103]
При увеличении количества и масштабов кластерных структур на определенной территории происходит концентрация и диверсификация финансовых услуг, и финансовые учреждения (участники разных кластеров) могут сформировать ядро финансового кластера. Последний будет выступать катализатором образования новых и реорганизации существующих кластерных формирований, а также регулировать стоимость капитала и объемы производства продукции.[4, с.105-107]
В целях обеспечения поддержки кластерной организации предпринимательской деятельности на федеральном уровне, в соответствии с Концепцией будет осуществлена разработка и утверждение нормативными актами планов действий по реализации формы организации экономики посредством интеграции кластерного подхода в разрабатываемые и реализуемые секторальные стратегии развития, а также федеральные и региональные целевые программы, реализацию мероприятий, направленных па поддержку проектов развития кластеров. В рамках разработки и реализации региональных и муниципальных стратегий и программ социально-экономического развития необходимые требования будут закреплены в нормативных актах и методических рекомендациях, определяющих порядок разработки соответствующих стратегий и программ социально-экономического развития[19].
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ в период 2008-2020гг. инновационное развитие российской экономики будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства. Первый этап (2008 – 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться инновационные высокотехнологические кластеры в европейской и азиатской частях России. В целях повышения национальной конкурентоспособности наряду с финансовой, административной и инфраструктурной поддержкой формирование таких кластеров, предполагается и поддержка продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.
Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста страны предполагает переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе и формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Так предполагается формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных секторах экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизованных регионах, а также кластеров ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий, размещенных на слабоосвоенных территориях[20].
Существенный вклад в региональное развитие после 2012 года будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием. Также намечено в долгосрочной перспективе создание нефтегазохимического кластера на базе нефте- и газодобычи на месторождениях Приямальского шельфа Карского моря, Обской губы и нефтегазохимического производств северного Урала с применением высоких технологий в этой сфере, базой для создания которых призван стать Тюменский инновационный центр нефти и газа. Кроме того, создание высоких технологий в научно-инновационных центрах оборонной промышленности даст импульс инновационному развитию других базовых специализаций крупнейших уральских центров (г. Екатеринбург и Челябинск), в частности транспортного, тяжелого, химического, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения и приборостроения, производства медицинской техники, металлургии и химии с формированием перспективных территориально-производственных кластеров. Дальнейшее развитие получат как основные индустриальные центры Сибири, специализирующиеся на металлургии, химии и нефтехимии, лесопереработке, так и зоны нового освоения в Нижнем Приангарье, Забайкалье и другие зоны, а также энергопромышленные кластеры на базе гидроэлектростанций. Лесные ресурсы Сибири составят сырьевую базу для формирования лесопромышленных кластеров. На базе богатых природных запасов дальнейшее развитие получат основные индустриальные центры Сибири и Дальнего Востока, специализирующиеся на глубокой переработке полезных ископаемых, металлургии, химии и нефтехимии, в том числе Красноярская, Иркутская и Хабаровская агломерации (г. г. Новосибирск, Томск и Омск), а лесные ресурсы Сибири и Дальнего Востока составят сырьевую базу для формирования в них лесопромышленных кластеров. Перспективы формирования кластера на базе результатов космической деятельности связаны с созданием космодрома Восточный[21].
В заключение следует подчеркнуть, что центральным моментом в формировании кластеров является не территориальное сближение нескольких производств, разных видов экономической деятельности, между которыми возможна синергия и взаимные функциональные отношения, а создание платформы, обеспечивающей соорганизацию практико-ориентированной фундаментальной науки и проектно-конструкторских разработок, инновационной промышленности и власти, взаимодействующих в рамках одного целостного образования – кластера и в силу этого успешно и качественно выполняющую свою главную роль.
Список литературы.
- Асаул А.Н. Строительный кластер – новая региональная производственная система // Экономика строительства. – 2004. - №6 – С. 16- 25.
- Асаул А.Н., Лобанов А.В., Перспективная модель развития региональных инвестиционно-строительных комплексов // Экономика Украины. – 2011. - №7. – С. 72-82
- Асаул Н. А. Инновационный сценарий развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга // Экономическое возрождение России. – 2008. - №4 (18). – С. 12- 19
- Внукова Н. Н. Концептуальные основы формирования трансграничных финансовых кластеров // Экономическое возрождение России. – 2010. - №1 (23). – С. 100 – 108
- Войнаренко М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине // Экономическое возрождение России. - 2007. -№ 4(14). –С.68-82.
- Громыко Ю. Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехнологический подход. http://mmk-mission.ru/info/authors/gromyko.html
- Екимова К. В., Федина Е. В. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2 (24). – С. 67 – 75
- Иванов С. В., Никитин С. И. Многокомпонентная модель повышения качества транспортных услуг // Экономическое возрождение России. – 2010. - №3(25). – С. 78 – 92
- Коробейников М. А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны как эффективный механизм политики государства по развитию сельских территорий: правовой аспект // Экономическое возрождение России. – 2008. - №2 (16). – С. 18 – 23
- Костин К. Б. Основные тенденции развития и управления в сфере отечественного гостиничного бизнеса // Экономическое возрождение России. – 2012. - №1 (31). – С. 72 -81
- Логинова Н. А. Интегрированная модель функционирования рынка транспортных услуг // Экономическое возрождение России. – 2010. - №2 (28). – С. 70 – 74
- Миролюбова Т. В. Зарубежный опыт функционирования кластеров в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики: уроки инновационного развития // Экономическое возрождение России. – 2011. - №4 (30). – С. 51 – 61
- Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.]. -СПб: АНО ИПЭВ. -2008. -С.606.
- Наумова Н. Е. Транспортно-транзитный комплекс Санкт-Петербурга // Экономическое возрождение России. – 2007. - №3 (13). – С.77 - 83
- Неучева М. Ю. Особые экономические зоны как фактор стимулирования занятости населения // Экономическое возрождение России. – 2010. - №2 (24). –С.13 - 19
- Песоцкая Е. В. Формирование системы продвижения туристских услуг / Экономическое возрождение России. – 2012. - №1 (31). – С. 12 – 17
- Портер М.Э. Конкуренция.: пер.с англ. –М.: Издательский дом Вильямс. 2005. -608с.
- Санжин Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства // Экономическое возрождение России. – 2010. - №4 (26). – С. 130 -139
- Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А.Н. Асаул, Е.И. Рыбнов, О.А. Егорова, Т.М. Левченко -СПб.: АНО ИПЭВ, -2010. -254с
[1] Разработан Министерством экономического развития и торговли РФ, Центром по экономическим классификациям, 01.01.2003. (http:1bconsult.ru/low/okvd)
[2] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006г.№35-р
[3] Распоряжением Правительства Российской Федерации №1662-р. от 17.11.2008г.
[4] http://www.cedipt.spb.ru/clusters/pharm/
[7] www.kp-plant.ru
[11] При описании базовых инструментов, применяемых для достижения поставленных целей и задач следует учитывать типы проектов, реализуемых на федеральном уровне:
- проект, предусматривающий поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (пост. Правительства от 09.04.2010г. №218);
- проект, предусматривающий разработку акционерными обществами с государственным участием, естественными монополистами, государственными корпорациями программ инновационного развития для повышения технологического уровня и внедрения инноваций (прот. заседания Правительственной комиссии по высоко технологиям и инновациям от 03.08.2010 №4), включая проекты реализации технологических платформ;
- проекты крупнейших иностранных компаний (концернов), производственные площадки которых расположены на территории регионов (автопроизводители и др.) по локализации.
[12] Концепция Кластерной политики в Российской Федерации. От 17.11.2008г. № 1662-р. http:// poria.ru›files/konc_klastern_259_10.doc
[13] Там же
[14] Утверждены распоряжением Правительства РФ № 20636 – АК/Д19 от 26.12.2008г.
[15] Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. http://promcluster.ru/index.php/about-zak-cls/48-2010-05-12-07-57-03.html
[16] По своей сути – это понятия одного порядка, но, если модернизация характерна для индустриального общества, то инновация характеризует более высокую ступень его развития, когда наука реально становится главной производительной силой. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют в пользу модернизации производства. Однако для преодоления технологического отставания России необходимо ускорение инновационных процессов.
[17] Громыко Ю. Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехнологический подход. http://mmk-mission.ru/info/authors/gromyko.html
[18] Там же
[19] Концепция Кластерной политики в Российской Федерации. От 17.11.2008г. № 1662-р. http:// poria.ru›files/konc_klastern_259_10.doc
[20] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020г. http://nsgildia.ru›zakon/44.doc
[21] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020г. http://nsgildia.ru›zakon/44.doc