Как улучшить качество образовательных услуг?
Мансуров Р.Е.,
кандидат экономических наук,
Директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)
В последнее время много внимания стало уделяться качеству. При этом образовательная отрасль в этом не является исключением. Наоборот, в связи с ужесточением конкуренции на этом рынке и законодательными изменениями, а также негативными социальными трендами, говорящими об общем снижении качества подготовки выпускников школ, высших и средних учебных заведений этот вопрос становится все более и более актуальным. В тоже время: что понимать под качеством образования, как его измерять и как его повышать? Ответы на эти вопросы не так просты.
В данной статье автор хочет рассказать о подходе, примененном в частном образовательном учреждении высшего профессионального образования с целью повысить качество образовательных услуг.
Итак, понимание необходимости повышать качество образовательного процесса в «Институте» (так его условно назовем) пришло давно. Однако до недавних пор не хватало комплексного понимания как это осуществить.
В общем смысле суть качества услуг заключается в способности доставить потребителю именно то, что он ожидает и в чем нуждается. Давайте сначала разберемся, кто является потребителем образовательных услуг. В нашем случае потребители – это студенты, выпускники школ и средних специальных учебных заведений. Однако необходимо учитывать еще и интересы плательщиков, тех, кто оплачивает обучение – родители студентов и организации. Что же они ожидают и в чем нуждаются?
На первоначальном этапе в «Институте» была создана рабочая группа, которая должна была определить, что хотят студенты и выявить разрывы между их желаниями и потребностями и тем, что предоставляет данное учебное заведение. В ходе проведенного среди студентов, родителей и представителей организаций, оплачивающих обучение опроса было определены основные желания потребителя. Опрос проводился методом анкетирования, в результате которого было заполнено и обработано 654 анкеты. Таким образом, было получено, что студент ожидает: получение диплома, интересных или как минимум нескучных занятий, гибкости в учебном процессе, интересной общественной жизни в институте, «человеческого участия» преподавателей и сотрудников в их проблемах. Плательщик (родитель) ожидает кроме перечисленного: воспитательного воздействия на свое чадо. Организация, оплачивающая обучение ожидает, что направленный ею студент получит не только теоретические, но и практические знания.
Далее чтобы понять те самые разрывы между ожиданиями потребителей и работой института, о которых говорилось выше была применена «Модель расхождений в отношении к качеству (Parasuraman)» (рис.1)[1].
Рис.1. Модель расхождений в отношении к качеству (Parasuraman)
Эта модель в целом определяет пять расхождений, которые возникают между «Институтом» и студентом и плательщиком образовательных услуг:
Расхождение 1 – между ожиданиями студентов, их родителей и организаций, которые оплачивают обучения и представлениями руководителей «Института», преподавателями об этих ожиданиях. Такой разрыв возникает тогда, когда представители института не понимают, что является важным для потребителя и плательщика. В ходе проведенного исследования было выявлено, что студент кроме учебы еще хочет активной и интересной жизни в стенах института, при этом с точки зрения преподавателей и руководителей института основным является только учебный процесс. Родители хотят более активной воспитательной работы от сотрудников института с их детьми, а преподаватели не считают это направление основным. Представители организаций, оплачивающие обучение, а также родители хотят более активной обратной связи об успехах в учебе их направленников и детей. В тоже время системы работы деканатов института такую обратную связь не представляют. Работодатели в свою очередь хотят, чтобы студенты приобретали более практикоориентированные знания, в тоже время сотрудники института придерживаются, мнение согласно которого институт дает академические знания, дает общий кругозор, а практический навык вырабатывается лишь при поступлении на работу, на конкретном рабочем месте.
Расхождение 2 – между представлениями руководства института, преподавательским составом об ожиданиях студентов и плательщиков образовательных услуг и характеристиками самой образовательной услуги. Исследования в частности показали, что существуют следующие расхождения. Так руководство института и преподавательский состав считает, что существующая система обучения достаточно гибкая и практикоориентированная, приводя в качестве доводов ежегодный пересмотр учебных планов, согласование их с работодателем. Также руководство института считает, что сама организация учебного процесса гибкая и меняется по запросам потребителей. В тоже время студенты и/или плетельщики указывают на то, что Институт достаточно не охотно идет, а иногда и не идет совсем на встречу студентам при проявлении с их стороны каких-то «нестандартных» запросов (предоставление свободного посещения занятий, консультирование по средствам электронной почты, форумов, возможность сдать работу в нерабочее время и т.д). Кроме того, при трудоустройстве студенты сталкиваются с ситуацией, при которой у них нехватает практических навыков работы на конкретном рабочем месте.
Расхождение 3 – между характеристиками оказываемых образовательных услуги и тем, как потребитель воспринимает полученные услуги. Наиболее характерная проблема, которая была выявлена на данном этапе – это восприятие практически любого негосударственного образовательного учреждения как места где «продают дипломы о высшем образовании». Т.е. места, где без труда можно получить диплом о высшем образовании. Однако на деле, когда студент приступает к образовательному процессу такое заблуждение быстро проходит и рождается неудовлетворенность о жестких требований, которые по свидетельству студентов бывают более строгими, чем в некоторых государственных вузах.
Расхождение 4 – между фактическим восприятием студентом полученной информации и ранее поступившей к нему информацией. Этот разрыв возникает, когда организация не предоставляет ту образовательную услугу, о которой говорилось в рекламе или профориентационной работе. Другими словами это разрыв между тем, что было заявлено при поступлении (явно и неявно в рекламе, собеседовании, встречах с руководящими работниками и преподавателями Института) и тем, что реально предоставляется. Причиной таких разрывов, как правило, являются операционные проблемы образовательного процесса и обслуживания студентов. Профориентационная работа в Институте позиционирует вуз, как динамичную современную организацию с молодыми гибкими, но в тоже время имеющими практический опыт работы преподавателями. А также как организацию, гибко реагирующую на запросы потребителя, предоставляющую инновационные формы образовательного процесса. Однако в процессе обучения студенты сталкиваются с проявлением тех же проблем «косности», что и в других вузах. Преподаватели не всегда имеют практический опыт работы к своим теоретическим знаниям. Инновационные формы обучения, как правило, сводятся к использованию презентаций и не более того.
Расхождение 5 – между ожиданиями потребителя и его фактическим восприятием полученной образовательной услуги. Ожидания студента, как правило, обусловлены его личным опытом, рекомендациями других студентов и обещаниями сотрудников «Института». Если фактическое восприятие диплома «Института» у работодателя оказывается негативным, а такие случаи бывают, то студент потребитель разочаровывается в полученном образовании.
На основе проведенного анализа и полученных расхождений был разработан и реализован годовой план мероприятий. Он представлен в табл. 1.
Таблица 1
Годовой план мероприятий по повышению качества образовательных услуг на 2011 год.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ожидаемый эффект |
Ответ. исполн.* |
Срок вып. |
1 |
Реинжениринг бизнес-процессов, связанных с обслуживанием студентов и учебным процессом |
Упростить процедуры, сделать их более прозрачными и рациональными с целью повысить качество облуживания студентов |
Д, К, ПК |
2010 год |
2 |
Аттестация кадрового состава менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии |
Выявление неквалифицированного персонала |
ОК, Д, К, ПК |
2кв. 2010 |
3 |
Изменение кадрового состава менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии в соответствии с результатами аттестации |
Замена неквалифицированного персонала |
ОК |
3 кв. 2010 |
4 |
Обучение кадрового состава менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии современным принципам работы с клиентами (студентами) |
Формирование нового кадрового состава менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии, желающего и способного повысить качество обслуживания клиентов (студентов) |
ОК |
4 кв. 2010 |
5 |
Разработка и реализация системы обратной связи о степени удовлетворенности студентов, их родителей и работодателей качеством предоставляемых образовательных услуг |
Постоянный мониторинг и совершенствование степени удовлетворенности студентов, их родителей и работодателей качеством предоставляемых образовательных услуг |
ОК, Д, К, ПК |
2010 |
6 |
Разработка и реализация системы поддержания отношений с ключевыми выпускниками Института |
Создание постоянной связи Института с ключевыми выпускниками |
ОК, Д, К, ПК |
2010 |
7 |
Встречи с основными работодателями, куда трудоустраиваются наши выпускники |
Понять основные теоретические требования к выпускникам, как на общем уровне, так и на уровне конкретных рабочих мест |
ЦТВ, Д, К |
1,2 кв 2010 |
8 |
Стажировка студентов (в период практики) на конкретных рабочих местах работодателя |
Понять конкретные требования работодателя на уровне практических навыков |
ЦТВ |
2 кв. 2010 |
9 |
Совершенствование учебных программ с учетом полученной обратной связи от работодателя (введение дополнительных курсов дополнительной квалификации) |
Приблизить образовательный процесс в Институте к теоретическим и практическим требованиям работодателя |
УМО, ЦТВ, Д, К |
3 кв. 2010 |
10 |
Внедрение изменений в образовательный процесс |
Организовать образовательный процесс с учетом требований работодателя к теоретическим и практическим навыкам выпускников |
УМО, ЦТВ, Д, К |
4 кв. 2010 |
11 |
Организация основных праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, «Последний звонок», 1 сентября, День Первокурсника и др) с привлечением студентов и работников |
Повышение привлекательности Института, как места где «Круто проводить время!» |
ОМ, ОВР, Д, СА |
2010 |
12 |
Организация бесплатных тренингов по развитию личных способностей для студентов |
ОМ, ОВР, Д, СА |
1кв 2010 |
|
13 |
Бесплатное психологическое тестирование, направленное на профориентацию студентов |
ОМ, ОВР, Д, СА |
2кв 2010 |
|
14 |
Организация конференций и олимпиад для студентов |
ОМ, ОВР, Д, СА |
2кв 2010 |
|
15 |
Участие в общегородских увеселительных мероприятиях |
ОМ, ОВР, Д, СА |
2010 |
* ОК – отдел кадров, Д- деканы, К – кафедры, ПК-приемная комиссия, УМО – Учебно-методический отдел, ЦТВ – центр трудоустройства выпускников, ОМ – отдел маркетинга, ОВР – отдел воспитательной работы, СА – студенческий актив
Реализация данных мероприятий началась в 2010 году и к настоящему моменту завершены все основные этапы. Стоит отметить, что аналогичный план стал разрабатываться и реализовываться каждый год. За счет этого «Институту» удалось достичь существенного повышения качества обслуживания студентов и образовательных услуг. В доказательство этого говорят результаты ежегодно проводимого опроса среди студентов, выпускников вуза, родителей студентов и представителей, оплачивающих образовательные услуги организация, согласно которых только за 2011 год (после мероприятий 2010 года) удовлетворенность данный целевых групп выроста на 70%.
[1] Степлтон Тони «Развитие маркетинга взаимоотношений»: Учеб.-метод.пособие. Блок 2: Кн.14 / пер с англ.- Жуковский: МИМ ЛИНК, 2009