Системная сущность социальной глобализации
На рубеже тысячелетий в мире произошли кардинальные изменения, связанные с широким внедрением в практику достижений научно-технического прогресса. Появление глобальных телефонных и компьютерных сетей, скоростных видов транспорта и спутниковой связи неизбежно привело не только к сокращению географических расстояний, но и к стиранию социальных (экономических, правовых, политических и культурных) различий.
Речь пойдет о глобализации – явлении, которое еще 20-30 лет назад можно было отнести скорее к жанру фантастики, нежели к реальной действительности. Однако современная глобализация не только унифицирует все сферы социального бытия, она объективно снижает социальную значимость государственной политики, идеологии и религии.
Реальность такова, что в современном обществе уже не они обеспечивают реализацию задач социального управления.[1] Для того, чтобы понять сущность развития глобализационных процессов в современном мире попробуем сопоставить факты и выявить на основе этого макросоциальные тенденции развития цивилизации на рубеже 2 и 3 тысячелетий.
Политическая глобализация
Ситуация в мире сегодня такова, что никакая, даже сверхмощная, держава не способна самостоятельно ввести экономические санкции по отношению к неугодному режиму или провести «миротворческую» операцию.[2] Точно также любые принципы межгосударственных отношений жизнеспособны лишь там, где существуют надгосударственные механизмы их реализации. Вот как выглядит список некоторых наиболее влиятельных в современном мире международных политических организаций:
Международные политические организации |
Макрополитические цели |
Группа 3 |
|
Организация объединенных наций (ООН) |
Поддержание международного мира и безопасности через принятие коллективных мер и мирное урегулирование споров. |
Европейский союз (ЕС) |
Формирование единого европейского пространства без внутренних границ со всеми надгосударственными атрибутами (армия, валюта, законодательство, суд, парламент). |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) |
Формирование общеевропейских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН. |
Группа 2 |
|
Организация Американских государств (ОАГ) |
Формирование общеамериканских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН. |
Организация «Северное сотрудничество» |
Принятие и реализация совместных программ, содействие межгосударственной интеграции. |
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) |
Стимулирование интеграционных процессов, формирование согласованной внешней политики. |
Лига арабских государств (ЛАГ) |
Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. |
Организация африканского единства (ОАЕ) |
Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров. |
Организация «Исламская конференция» |
Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров. |
Группа 1 |
|
Содружество независимых государств (СНГ) |
Осуществление межгосударственного сотрудничества и мирное урегулирование споров. |
Содружество наций |
Обеспечение сотрудничества стран, входивших ранее в состав Британской империи под эгидой британского монарха. |
Все перечисленные выше политические межгосударственные организации разделяются на три основные группы:
1. консультативные – обеспечение межгосударственного диалога, содействие межправительственным связям;
2. кооперационные – координация усилий по социально-экономической и политической интеграции;
3. надгосударственные – формирование общеполитических стандартов, создание системы коллективной безопасности.
Основной критерий такого распределения – степень автономности при принятии решений.
Третья группа представляет собой высшую стадию социальной организации. В ней социальные институты перестают зависеть от конкретных государств-членов и приобретает все атрибуты самостоятельности: властные полномочия, собственный бюджет, аппарат и сферу доминирующего влияния.
Своеобразным феноменом здесь является Европейский Союз. Это не просто надгосударственный социальный институт, выполняющий специфические функции. Мы имеем дело с полномасштабным надгосударственным образованием, к которому постепенно переходят важнейшие государственные функции, делегированные 15 государствами-членами: охрана границ, регулирование денежного обращения, законодательная деятельность и т.д.
Экономическая глобализация
В экономической практике описанные выше процессы проявляются двояко. С одной стороны наблюдается глобализация товарных рынков (предложение), а с другой стороны – глобализация экономического пространства (спрос). Рассмотрим это явление подробнее.
Глобализация товарных рынков проявляется через реализацию крупнейшими корпорациями совместных производственных проектов, разработку единых мировых стандартов, освоение национальных рынков.
Классик современной теории маркетинга Ф.Котлер описывает, в частности, множество конкретных примеров такого рода.[3] Процесс, который в советских учебниках называли международным разделением труда, великолепно проявляет себя в мировой экономике, подчиняясь принципу экономической целесообразности. Мало того, уже сложился даже такой механизм согласования интересов и формирования экономической политики на корпоративном уровне как ежегодный Всемирный экономический форум в Давосе. Как говорится, все признаки глобального – налицо.
Глобализация экономического пространства проявляется в формировании региональных торговых блоков, государства-участники которых упраздняют таможенные барьеры, устанавливают общие стандарты производства, а иногда – вводят единую валюту.
При этом основная тенденция экономической глобализации заключается в том, что корпоративные интересы не превалируют в геоэкономическом пространстве над интересами государств, как заявляли об этом некоторые экономисты. Наоборот, государственное строительство идет параллельно корпоративному строительству, убирая рыночные барьеры на его пути и формируя для него тем самым благоприятную экономическую среду.
Ведущие государства мира добровольно отказываются от ряда государственных полномочий в пользу надгосударственных структур. В новых экономических условиях только эти структуры способны влиять на деятельность транснациональных корпораций и определять условия мирового экономического развития.
Схожие процессы разворачиваются сегодня не только в Европе, но и на американских континентах. Так, на встрече в верхах 34 глав государств и правительств Американских континентов (кроме Кубы) в 1994 г. было решено не позднее 2005 г. приступить к созданию единой зоны свободной торговли в Америке. При этом в Америке уже действуют:
1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Бразилией, Канадой, Мексикой и США.
2. Соглашение МЕРКОСУР (Южный общий рынок) между Аргентиной и другими латиноамериканскими странами, направленное на создание зоны свободной торговли и таможенного союза.
И в целом в мировой экономике наблюдается постепенный переход от выполнения международными экономическими организациями консультативных функций к нормативному установлению единых стандартов и влиянию на формирование единой экономической политики. Вот как выглядит, к примеру, список наиболее влиятельных международных экономических организаций:
Международные экономические организации |
Предназначение |
Макроэкономические цели |
Группа 3 |
||
Экономические структуры ООН |
Обеспечение международного сотрудничества. |
Разрешение актуальных проблем мирового развития.[4] |
Всемирная торговая организация (ВТО) |
Формирование единого мирового торгового пространства. |
Унификация торговых правил и таможенных пошлин. |
Европейское сообщество (ЕС) |
Формирование системы внегосударственного управления в Европе. |
Создание общего рынка, конвергенция экономики и введение единой валюты. |
Группа 2 |
||
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) |
Защита интересов стран – участниц, координация и унификация нефтяной политики. |
Формирование мировой конъюнктуры цен на нефть. |
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) |
Координация экономического сотрудничества |
Ликвидация таможенных барьеров и создание общего рынка к 2003 г. |
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) |
Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. |
Введение единой валюты, ликвидация таможенных барьеров. |
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) |
Формирование общего рынка стран Центральной Африки. |
Создание Экономического и валютного сообщества Центральной Африки |
Содружество независимых государств (СНГ) |
Координация экономического сотрудничества |
Создание общего рынка и таможенного союза. |
Совет арабского экономического сотрудничества (САЭЕ) |
Достижение арабского экономического единства. |
Формирование механизмов общего рынка. |
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АПЕК) |
Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. |
Формирование к 2020 г. механизмов общего рынка. |
Западно-африканский экономический и валютный союз (УЭМОА) |
Создание единого экономического и валютного пространства. |
Введение единой валюты, снятие таможенных барьеров и унификация законодательства. |
Южноафриканское сообщество развития (САДК) |
Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. |
Распределение отраслевой ответственности. |
Группа 1 |
||
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) |
Создание экономического союза в Западной Африке. |
Либерализация торговли, развитие инфраструктуры сообщества. |
Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА) |
Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. |
Отсутствуют. |
Источник: Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник – М.: Международные отношения, 1997.
Как видно из приведенной таблицы, все перечисленные международные экономические организации можно разбить на три основные группы по направлениям деятельности:
1. консультативные – созданные для решения спорных вопросов и региональной координации экономической политики;
2. кооперационные – созданные для решения актуальных задач экономического развития и формирования единого экономического пространства на территории стран-участниц;
3. надгосударственные – самостоятельно формирующие макроэкономическую среду на внегосударственном уровне.
Так же как и среди политических организаций, третья группа состоит из экономических международных организаций, действующих независимо от внешнеэкономической политики конкретных государств. Это не исключает возможности протекционизма, но в любом случае речь будет идти о взаимодействии, а не о подчиненности.
Хотя среди региональных экономических организаций бесспорным лидером и здесь выступает Европейский Союз (ЕС), включающее 15 государств с населением 340 млн. чел.
Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении международных финансовых институтов мировой экономики:
Международные финансовые организации |
Макроэкономические цели |
Группа 3 |
|
Группа Всемирного банка |
Поддержание равновесия платежных балансов беднейших стран. |
Международный валютный фонд (МВФ) |
Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Фонд международного развития ОПЕК |
Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Арабский валютный фонд (АВФ) |
Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Европейский центральный банк ЕС |
Формирование единой валютной политики государств-членов Европейского Союза.[5] |
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) |
Интеграция стран Центральной и Восточной Европы в европейское экономическое пространство. |
Группа 2 |
|
Межамериканский банк развития (МАБР) |
Содействие социально-экономическому развитию американских государств. |
Северный инвестиционный банк (СИБ) |
Финансирование проектов и содействие экспорту в интересах северных стран. |
Азиатский банк развития (АзБР) |
Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Азии. |
Карибский банк развития (КБР) |
Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Карибского бассейна. |
Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА) |
Финансирование долгосрочных проектов развития в неарабских странах Африки. |
Исламский банк развития (ИБР) |
Кредитование производственных проектов и предоставление экономической помощи. |
Африканский банк развития (АБР) |
Финансирование инвестиционных программ и проектов социально-экономического развития. |
Западно-африканский банк развития (БОАД) |
Финансирование проектов, направленных на экономическую интеграцию стран Западной Африки. |
Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС) |
Финансирование проектов экономической интеграции стран-участниц. |
Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ) |
Содействие экономической интеграции и сбалансированному развитию центрально-американских государств. |
Группа 1 |
|
Межгосударственный банк СНГ |
Взаимные платежи и клиринговые расчеты между государствами – членами СНГ. |
Восточно-африканский банк развития (ВАБР) |
Расширение Восточно-африканского рынка капитала. |
Источник: Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник – М.: Международные отношения, 1997.
Здесь также можно выделить три группы финансовых институтов по признаку имеющихся полномочий.
Первая группа представлена международными финансовыми организациями, обслуживающими государства-учредители. Эти организации не обладают самостоятельностью при принятии решений и используются в качестве механизма осуществления межгосударственных денежных расчетов.
Вторая группа включает в себя финансовые институты, реализующие межгосударственные соглашения. Эти организации действуют автономно при реализации своих уставных целей и задач, но функционально они находятся в текущей зависимости от национальных правительств.
Третья группа состоит из финансовых институтов, самостоятельно определяющих приоритеты своей деятельности и пути достижения поставленных целей. Именно эти организации формируют мировые стандарты финансово-кредитной политики и оказывают существенное внешнее влияние на экономическое развитие зависимых государств.
Правовая глобализация
Глобализация в сфере права зиждется на принципе примата международного права над национальными законодательными нормами. Любое государство, присоединившееся к международным конвенциям, обязано использовать в правоприменительной практике международные нормы, даже если они противоречат нормам национальным.[6]
Одновременно происходит делегирование властных полномочий местным органам власти и управления. Так, действующий в станах Европейского Союза принцип субсидиарности означает, что решения органов власти должны приниматься на уровнях, как можно более близких к гражданам (региональном, местном и т.д.). На высшем уровне (правительство, Сообщество) решения принимаются лишь тогда, когда для этого есть достаточные основания.[7]
Глобализация правовой сферы началась достаточно давно. Еще в начале 20 века сформировалась система организаций, обеспечивающих международные правовые отношения.[8] Сегодня эти организации распространили свою деятельность на большинство стран мира, формируя систему международного права и обеспечивая ее функционирование. Среди них следует отметить наиболее влиятельные структуры:
Международный Суд (Гаага) – главный юридический орган ООН, принимающий решения и делающий консультативные заключения.
Европейский Суд (Люксембург) – орган Европейского Сообщества, обеспечивающий соблюдение правовых актов ЕС и их единообразное толкование.[9]
Межамериканский суд по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика) – рассматривает вопросы применения и толкования Американской конвенции о правах человека.
Международная организация уголовной полиции «Интерпол» (Париж) – призвана обеспечить международное сотрудничество в борьбе с общеуголовной преступностью.[10]
Суд Экономического сообщества государств Западной Африки – главный юридический орган ЭКОВАС, решения которого обязательны для членов сообщества, частных лиц и корпоративных организаций, действующих на территории стран-участниц.
Суд Южноафриканского сообщества развития – интерпретирует положения межстрановых соглашений и выносит окончательные решения по спорам, передаваемым на его рассмотрение.
Арбитражный и мировой суд ОБСЕ – разрешение споров посредством примирительного судопроизводства и арбитража.
Арбитражный центр Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) – посредническая и арбитражная деятельность по всем аспектам интеллектуальной собственности.
Экономический суд СНГ – обеспечивает выполнение экономических обязательств в рамках Содружества независимых государств.
Этот список можно продолжить и дальше, но в целом следует выделить те же три основных группы по критерию полномочности:
1. консультативные – трактующие спорные моменты межгосударственных договоров и соглашений (аналог конституционного суда);
2. кооперационные – обеспечивающие соблюдение заключенных соглашений и межгосударственных договоров (аналог арбитражного суда);
3. надгосударственные – обеспечивающие примат международных договоренностей над национальными законодательными нормами (аналог законодательной системы).
Третья группа организаций обладает в рамках своей компетенции не только правотолковательными, но также судебными и карательными полномочиями.
Культурная глобализация
Культурная глобализация в цивилизационном аспекте носит вторичный характер. Вместе с тем и здесь просматривается тенденция к переходу от национальных стандартов и приоритетов к формированию всемирных стандартов. Рассмотрим лишь некоторые формы мирового культурного развития.
1. Образование
В целом сфера образования пока находится на стадии кооперативного и интеграционного развития. Хотя и здесь заметны глобализационные тенденции. В образовании также можно выделить три вида межгосударственного взаимодействия:
Первый вид взаимодействия подразумевает взаимное признание образовательных документов на государственном уровне. Примером такого взаимодействия может служить российское законодательство о нострификации.[11] Такой подход достаточно распространен в мировой практике, однако говорить о глобализации в данном случае пока рано. Мы здесь имеем дело скорее с ее предпосылками.
Второй вид взаимодействия подразумевает унификацию образовательных стандартов и интеграцию систем образования, а также открытие рынка образовательных услуг. Так, к примеру, при Организации американских государств на постоянной основе действует Межамериканский совет по вопросам образования, науки и культуры.
А учрежденный Советом государств Балтийского моря Еврофакультет в г. Рига (Латвия) с привлечением университетов в г. Тарту (Эстония) и г. Вильнюс (Литва) уже готовит кадры по унифицированным программам. Еврофакультет координирует свою деятельность с университетами Гамбурга, Хельсинки, Киля, Монстера и Осло, а также с Норвежской школой менеджмента и Стокгольмской школой экономики.
Третий вид межгосударственного взаимодействия подразумевает введение единых образовательных стандартов и формирование надгосударственной системы образования. Примеров такого рода пока немного. Однако они все-таки встречаются. Так, министры высшего образования стран АСЕАН и представители 11 университетов организовали университетскую сеть АСЕАН с целью унификации стандартов образования и совместного развития образовательных и исследовательских программ.
2. Наука
Научная деятельность очень жестко привязана к деятельности социальных институтов (органов власти, промышленные корпорации и т.д.). Поэтому говорить о научных структурах вне взаимосвязи с теми уровнями социальной организации, которые они обслуживают, малопродуктивно. Здесь также можно выделить три группы глобализационных процессов, развивающихся параллельно:
1. консультативные – носящие нерегулярный характер и ставящие перед собой задачи по организации общения представителей профильных научных направлений;
2. кооперационные – связанные с осуществлением специальных функций, делегированных на правительственном или корпоративном уровне;
3. надгосударственные – действующие на надгосударственном уровне, пользующиеся полной автономностью и обладающие собственными целями, доходами и задачами.
Первая группа представлена многочисленными научными обществами, организующими конгрессы, форумы и симпозиумы. Основное их предназначение заключается в обеспечении межгосударственного научного обмена.
Вторая группа включает в себя научные организации, оказывающие существенное влияние на научную деятельность, но не обладающие самостоятельностью в определении приоритетов своей деятельности. К ним можно отнести организации, управляющие реализацией правительственных и межправительственных программ, а также разного рода корпоративных фондов (Фонд Сороса, Фонд Форда, программа Тасис и т.д.).
Эти организации работают «на заказчика» и под поставленные им задачи формируют специфическую научную среду. Так, например, исследовательская программа по проблемам Северного региона и Европы (1996-2000 гг.) межправительственной организации «Северное сотрудничество» включала в себя четыре основных направления финансирования:
1. северное языковое сотрудничество;
2. религия и ценности в Северном регионе;
3. северные политические ценности и социальные учреждения;
4. северная литература и философия.
Именно здесь осуществляется политика влияния, организуется «утечка мозгов», а также проводятся мероприятия промышленной разведки и контрразведки межгосударственного уровня.[12]
Третья группа представлена международными организациями, определяющими унифицированные правила для определенных сфер научной деятельности. Эти организации действуют в рамках своей компетенции независимо от социальных институтов государственного уровня. Так, к примеру, деятельность Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) охватывает две сферы защиты интеллектуальной собственности:
1. промышленная собственность – права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и модели, сдерживание несправедливой конкуренции;
2. авторские права – права на литературные, художественные, музыкальные, фотографические и аудиовизуальные произведения.
ВОИС регистрирует авторские права и трактует положения более 20 различных международных конвенций, определяя порядок и принципы взаимоотношений в сфере охраны авторских прав на большей части Земного шара (156 государств).[13] Доходы ВОИС складываются из отчислений частных пользователей международных регистрационных услуг, т.е. и в этом смысле она не зависит от конкретных государств.
С некоторой оговоркой сюда же можно отнести и деятельность Всемирного Нобелевского комитета, а также других аналогичных неправительственных организаций. Все они существуют за счет внебюджетных источников и, хотя находятся в определенной зависимости от доноров, но обладают высоким международным статусом, который позволяет им проводить самостоятельную политику.
3. Массовая культура
Здесь также наблюдается двустороннее движение. С одной стороны бурное развитие телекоммуникаций постепенно вытесняет традиционные формы досуга, а с другой стороны – оно сопровождается не менее бурным развитием «массового искусства», рассчитанного на многомиллионную аудиторию.
В этих условиях на первое место выходит не творческая самореализация, а удовлетворение культурных потребностей аудитории. Никто сегодня не запрещает народное, элитарное, классическое и прочие виды традиционного искусства. Однако тенденция говорит о востребованности именно массового искусства, которое не только не нуждается в дотациях, но и само превратилось в весьма доходную сферу бизнеса. Так, например, прибыль Голливуда (США) от мирового проката американских фильмов в 2001 году составила 8,35 млрд. долларов, что на 650 млн. долларов больше, чем в 2000 году.[14]
Главным достижением 20 века следует признать формирование единого мирового информационного пространства. Это явление не только расширило рамки национальных медиарынков, но и резко повысило доходы их участников. Причем наибольшую прибыль получают именно те субъекты, которые действуют на мировых медиарынках – музыкальные исполнители, киноактеры, популярные ведущие и др.
В качестве одной из наиболее показательных отраслей массовой культуры можно выделить кинематограф, где глобализация привела к жанровой специализации и формированию на этой основе мировых кинематографических центров:
- США – триллеры, мелодрамы, боевики, фильмы ужасов, мистика, комедии и др.
- Гонконг – восточные единоборства.
- Индия – индийское кино.
- Мексика, Бразилия – «мыльные оперы».
- Франция – французские комедии.
- Италия – итальянские комедии.
Мировым лидером, разумеется, является Голливуд. Он не только с высокой степенью доходности производит кинопродукцию, но и самостоятельно формирует стандарты мирового кинорынка. В результате сложились неписаные каноны производства кинопроизводства, своеобразные законы жанра, которые определяют сюжетную линию жанровых фильмов.
Побочным продуктом коммерциализации и глобализации массового искусства стало не менее массовое производство т.н. «постпродукции». Массовая постпродукция (игрушки, сувениры, воспроизводящие популярные кино- и телеперсонажи и т.п.) превратило массовое искусство в своего рода виртуальную рекламу такого рода товаров.
Схожая ситуация складывается и в шоу-бизнесе. Так, глобализация эстрадного искусства во второй половине 20 века привела к созданию множества музыкальных направлений, жанров и стилей, доминирующих в мировом музыкальном искусстве независимо от национальных границ.
Одновременно происходило формирование наднациональной шоу-инфраструктуры. Так, к примеру, на территории европейских государств с 1946 года проводится конкурс музыкальных исполнителей «Евровидение». Сегодня телевизионное вещание в рамках этого конкурса осуществляется уже 24 аккредитованными телевизионными студиями на территории стран с населением 120 млн. чел.[15] Аналогичные процессы наблюдаются и на других континентах.
В качестве другого примера глобализации в шоу-бизнесе можно выделить систему международных конкурсов красоты: от национальных конкурсов до конкурса «Мисс Вселенная».
Стимул везде один – победа на таких конкурсах влечет за собой многомиллионные контракты, всемирную известность и высокий социальный статус победителей. С другой стороны, сама сфера массовой культуры подразумевает гигантские по национальным меркам финансовые потоки для всех участников инфраструктуры. Причем роль государственного регулирования здесь более чем незначительна.
Система массовой культуры функционирует на принципах корпоративного уровня (отношения типа «производитель – потребители»). Преимущество массового искусства, однако, состоит в том, что оно не зависит от источников сырья или от наличия трудовых ресурсов, как промышленное производство. Тогда как информатизация современного общества снимает все барьеры расстояний и ограничения, связанные с размерами его аудитории.
4. Спорт
Глобализации такой сферы социальной действительности, как спорт, происходила на протяжении всего 20 века. Начало этого процесса было положено в 1894 году при создании Международного Олимпийского комитета и организации первых Олимпийских игр.
Современный спорт представляет собой ту сферу, где практически глобализация завершилась. Спорт стал профессиональным, он приносит огромные доходы и имеет соответствующую инфраструктуру (учебные заведения, специализированные сооружения, информационные каналы).
Сегодня профессиональный спорт превратился не только в высокодоходную отрасль шоу-бизнеса, но и в фактор экономического развития государств. Подтверждением чего могут служить хотя бы непрекращающиеся международные скандалы, связанные с определением места проведения очередных Олимпийских игр. В самом деле, огромные средства, вкладываемые на государственном уровне в их организацию, не только окупаются, но и стимулируют всю экономику в целом, поднимают престиж государств.
Практически во всех видах спорта сформировались международные организации, не только определяющие стандарты и правила состязаний, но и осуществляющие надзорные функции (допинговый контроль, судейство и т.д.). В качестве примера здесь можно привести FIFA, FIDE и другие международные спортивные организации.
Таким образом, мы видим, что и спортивная деятельность в течение 20 века эволюционировала от простого декларирования олимпийских принципов до формирования влиятельных надгосударственных институтов. Даже во времена холодной войны ведущие державы не могли изменить эту тенденцию. Так, было, к примеру, при бойкотировании Олимпийских игр в Москве странами НАТО (1980) и при бойкотировании Олимпийских игр в Лос-Анджелесе странами Варшавского Договора (1984).
5. Охрана окружающей среды
Здесь также присутствуют все признаки завершающейся глобализации на всех уровнях: от общественного до государственного. Достаточно сказать, что такие неправительственные организации как «Гринпис», «Белуна» не только имеют самостоятельную инфраструктуру (региональные представительства, флот, авиацию и т.д.) и источники финансирования, но и вступают в конфликтные отношения с ведущими мировыми державами (Франция и США – ядерные испытания, Россия – ядерные отходы).
На межгосударственном уровне эти процессы тоже развиваются довольно бурно. Так, например, в 1991 году под эгидой ООН и Всемирного банка был создан Всемирный фонд по охране окружающей среды (ВФООС).[16] Этот фонд создан для помощи развивающимся странам в финансировании природоохранных мероприятий по четырем направлениям: изменение климата, сохранение биоразнообразия, защита озонового слоя и международных вод. Сегодня в этот фонд входит уже 165 государств-членов.[17]
Параллельно развивается международная правовая база природоохранной деятельности в виде конвенций. Сохранение экологического равновесия на планете объективно требует соединения финансовых стимулов, активизации рыночных механизмов, законодательной инициативы, сбалансированного учета национальных интересов. Поэтому в 1992 году на надгосударственном уровне была принята Всемирная конвенция по изменению климата, ратифицированная 159 странами.[18]
На современном этапе речь идет о введении коммерческой продажи прав на выброс углекислого газа для сокращения масштабов тепличного эффекта. По расчетам Всемирного банка уменьшение выбросов в странах Организации экономического сотрудничества и развития на 20% потребует ежегодного объема торговли правами на сумму 30-40 млрд. US$. В перспективе международная торговля правами способна сберечь до 65% глобальных затрат на снижение выбросов.[19]
Это типичный пример системной глобализации в мировом развитии, когда формирование соответствующих социальных институтов вызвано задачами, невыполнимыми силами отдельных государств или сообществ.
Перспективы глобализации
Как уже отмечалось ранее, социальная глобализация включает в себя все рассмотренные выше аспекты, но далеко ими не ограничиваются. Это системный процесс и, следовательно, его проявления нельзя рассматривать в качестве обособленных независимых друг от друга феноменов социальной организации.
Наоборот, ни одно из направлений социальной глобализации не может развиваться вне общеглобализационного процесса. Здесь можно провести аналогию с живым организмом, ни одна из частей которого не может существовать обособленно от других или действовать несогласованно с ними.
В целом в мире постепенно стираются национальные границы. Непрерывно возрастающее число региональных межправительственных и надправительственных организаций наблюдается на всех континентах. Их деятельность охватывает «…почти все сферы экономики и развития, вопросы культуры, а также религиозные, этнические и идеологические проблемы».[20]
Даже террористические и преступные организации вышли за рамки национальных границ и распространили свою инфраструктуру по всему миру.[21] Для борьбы с такими организациями уже недостаточно усилий отдельных государств или союзов. На международном уровне речь все чаще идет о создании наднациональной системы коллективной безопасности с соответствующей инфраструктурой и полномочиями.
Сегодня эту миссию в военно-политическом аспекте берет на себя Организация Североатлантического договора (НАТО). Однако пока НАТО – это скорее межгосударственное, нежели надгосударственные образование. Поэтому деятельность НАТО часто наталкивается на серьезное непонимание во взаимоотношениях за пределами государств – своих членов. В результате НАТО вынуждено использовать мандаты ООН и привлекать к осуществлению миротворческих операций сторонние государства.[22]
Весьма важную роль в процессе глобализации играет Организация Объединенных наций (ООН), созданная в 1945 году и ставшая логической преемницей Лиги наций. Сегодня ООН превратилась в обособленную социальную систему, состоящую из 18 специализированных учреждений и целого ряда автономных организаций, органов и миссий по проведению операций. Однако вместе с особым статусом и самостоятельным бюджетом у ООН появились собственные приоритеты и своя уникальная международная политика, которая часто идет вразрез с интересами государств – членов Совета Безопасности.
Отсюда возникает стремление некоторых держав подменить ООН другими международными институтами (НАТО, ОБСЕ и др.). О том же косвенно свидетельствует и непогашенная задолженность США и ряда других стран мира перед бюджетом ООН.
Поэтому явно ошибочным выглядит утверждение некоторых политологов о том, что глобализация навязывается миру крупными промышленно развитыми державами.[23] Факты указывают на то, что этот процесс развивается объективно и потому является системным.
Так, например, в предвыборной платформе республиканцев в США наднациональные институты (Всемирной банк, МВФ, ВТО, ООН) прямо характеризуются как «международная бюрократия», которая «отстаивает интересы никем не избранных элит, навязывающих несостоятельные решения крайне сложных проблем методами коррумпирования должностных лиц и поощрением инвесторов к риску». Согласно этой платформе, в мире нет проблем, которые не могли бы быть разрешены на основе межправительственных соглашений и требовали бы создания наднациональных структур.[24]
Конфликтная ситуация, связанная с противостоянием американской администрации и ООН по поводу учреждения Международного уголовного суда, когда США категорически отказались признавать полномочия этого органа, может служить еще одним тому подтверждением.[25]
Резюме
Резюмируя, можно отметить следующие основные системные тенденции развития глобализации:
1. Специфика наднациональных организаций заключается в том, что их задачи не могут быть реализованы отдельным государством или даже группой государств.[26]
2. Социальная глобализация развивается в направлении формирования наднациональной системы социального управления планетарного масштаба.[27]
3. Социальная глобализация является очередной стадией единого процесса социальной самоорганизации мирового сообщества.[28]
Однако главный вывод заключается в том, что социальная глобализация является объективным следствием обострения неразрешимых на государственном уровне наднациональных проблем и противоречий. По-видимому, мы имеем здесь дело с безальтернативным явлением в мировом развитии. Оно является системным, поскольку развивается независимо от деятельности социальных институтов и вызывается внешними для них причинами. Именно поэтому понимание и изучение данного явления имеет огромное значение не только для практики социального управления, но и для всей социальной теории в целом.
Электронная версия статьи, опубликованной под названием «Система социальной глобализации» в журнале «ЭКО: Всероссийский экономический журнал». – № 4. – 2003. – Новосибирск, СО РАН. – С. 38-58. – ISSN 0131-7652.
[1] Бек У. Политическая динамика в глобальном обществе риска. // Мировая экономика и международные отношения. - № 5/2002. - С. 17.
[2] Примеры: Абхазия, Афганистан, Югославия, Гаити, Ирак и т.д.
[3] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб: Питер Ком, 1998. – С. 30-31.
[4] Сюда относится решение таких проблем, как помощь развивающимся странам, борьба с бедностью, продовольственные программы и т.д.
[5] Действует с 1.01.2002 г.
[6] Подразумевается, что национальное законодательство будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами.
[7] Европейский союз. / Шреплер Х.-А. Международные экономические организации. – М.: Международные отношения, 1997. – С. 219.
[8] Подробнее см.: Нештаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. – М.: Дело, 1999.
[9] Подробнее см.: Право Европейского Союза. – М.: Зерцало, 1999. – С. 381-389.
[10] Интерпол действует сегодня на территории более 140 стран мира.
[11] См., напр.: Приказ Минобразования РФ от 9 января 1997 г. № 15 «Об утверждении Порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств».
[12] Подробнее см.: Гасанов Ф. Промышленный шпионаж на службе монополий. – М.: Международные отношения, 1986.
[13] Шреплер Х.-А. Международные экономические организации. – М.: Международные отношения, 1997. – С. 132.
[14] Сообщение телекомпании «НТВ» от 02.01.2002 г.
[15] Сообщение ТК «НТВ» от 02.01.2002 г.
[16] Есть еще Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF) и ряд других фондов.
[17] Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии (Всемирный банк). – М.: Прайм-ТАСС, 1997. – С. 166.
[18] Там же. – С. 164-165.
[19] К 2040 году эти расходы должны приблизиться к цифре в 50 млрд. US$.
[20] Шреплер Х.-А. Международные экономические организации. – М.: Международные отношения, 1997. – С. 10.
[21] Самый живой пример – «Аль Каида» Бен Ладана, «Братья мусульмане» и др.
[22] Например, в Афганистане – Россия, азиатские страны СНГ и Бангладеш, в Югославии – Россия, Объединенные Арабские Эмираты и др.
[23] См., напр.: Кастельс М. Глобальный капитализм и новая экономика: значение для России. В кн.: Постиндустриальный мир и Россия. – М., 2001. – С. 75.
[24] Renewing America’s Purpose. Together. Republican Platform 2000. Internet, CNN.com>allpolitics.comTIME.
[25] См., напр.: LENTA.RU: В МИРЕ: http://lenta.ru/world/2002/07/03/usa/; 04.07.2002, четверг, Московское время: 11:00:00.
[26] Происходит постепенная смена приоритетов мирового развития: от межгосударственной интеграции на блоковой основе – к формированию наднациональных структур на отраслевой и функциональной основе.
[27] Так, Всемирная торговая организация (ВТО) уже является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.
[28] Иными словами, совокупность частных государственных полномочий передаваемых на надгосударственный уровень приводит к формированию уникальных структур, позволяющих более эффективно решать неразрешимые прежде задачи.